Не рубеж, а линия партнерства

Ученые РБ и РФ выявили ляпы приграничного сотрудничества

Ученые Беларуси и России выяснили, чем живут районы по обе стороны государственной границы, и сделали выводы

— На фестивали друг к другу ездим, а в экономической сфере каждый живет своими интересами, — прокомментировал сегодняшнюю ситуацию в трансграничном сотрудничестве регионов Беларуси и России декан географического факультета Белорусского государственного университета доктор географических наук, профессор Иван Пирожник. — Интеграция же, выгодная обоим государствам, требует принятия согласованных решений, позволяющих максимально использовать природно-ресурсный, демографический, трудовой и социально-экономический потенциал партнеров. В связи с этим в период с 2009-го по 2012 год в рамках двух международных проектов фондов фундаментальных исследований Беларуси и России ученые-географы Белорусского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета проводили масштабное и комплексное изучение социально-экономического развития приграничных регионов. Выполняя проекты, мы выявили конкурентоспособные преимущества приграничных регионов нашей страны, изучили отношение местных органов управления и населения приграничных районов к их социально-экономическим проблемам и разработали региональные и отраслевые модели активизации трансграничного сотрудничества.

Уверенность в том, что активные взаимоотношения приграничных регионов-соседей должны стать катализатором экономической интеграции двух стран, авторы проекта черпали не только из собственных расчетов, но и из практики подобных процессов в объединяющейся Европе. Причем они учитывали не только положительный опыт, но и делали выводы из ошибок, допущенных Европейским союзом при создании еврорегионов, то есть территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседних государств.

Как и в Западной Европе, белорусско-российская интеграция на местном уровне — процесс тоже непростой, так как различия в социально-экономическом развитии приграничных областей России и Беларуси достаточно велики. Брянская, Смоленская и Псковская области по душевому промышленному производству в 4,3 раза уступают Витебской, Могилевской и Гомельской областям. По численности населения белорусские приграничные области по переписи населения 2009 года превосходят российские в 1,3 раза — 3,8 миллиона человек и 2,9 миллиона соответственно. Безусловно, это может порождать различия в национальных интересах регулирования и планирования развития региона как единого образования. Однако ученые двух стран, работающие в области экономической географии, считают, что возможности для развития региональных связей в равной мере упускают обе стороны.

Как показал экспертный опрос, проведенный при выполнении проекта, руководители приграничных районов чувствуют ситуацию на своем уровне гораздо лучше и в большей степени настроены на сотрудничество с соседями, чем центральная власть.

Но часто на местах нет ни финансовых возможностей, ни полномочий для налаживания эффективного взаимодействия. Не всегда местные власти владеют и точной информацией о трудовом, экономическом, интеграционном и инвестиционном потенциале партнера. В то же время следует признать справедливыми упреки руководителей приграничных районов в адрес центральной власти, которая, налаживая интеграционные связи, зачастую упускает возможность помочь развиваться окраинам своей страны за счет вовлечения в производственную кооперацию с соседями.

Например, исследование показало, что в сборке белорусских тракторов на смоленском ОАО «Смолспецтех» возможные кооперационные связи с предприятиями в белорусских приграничных регионах задействованы не в полной мере. Кроме того, следовало бы подумать, чтобы участие в приграничном разделении труда белорусских инвесторов в случаях использования собственных технологий происходило с правом их приоритета или на паритете с российской стороной. Это, как считают ученые, будет способствовать росту деловой активности в пограничье.

Анализ практики регионального экономического сотрудничества показал, что и Беларусь, и Россия могут его наращивать, создавая точки деловой активности — территориальные кластеры, которые включают в себя группы родственных предприятий, работающих по разные стороны границы. Однако результаты исследования свидетельствуют, что иногда возможности создания совместных производственных структур упускаются. Например, инициатива белорусской стороны о формировании льняного кластера на основе развития кооперации с Оршанским льнокомбинатом выглядит «усеченной» без вовлечения в структуру Смоленского региона. В смежных регионах России также собираются поднимать льноводство, но будут делать это самостоятельно, хотя могли бы объединить усилия с белорусскими профильными предприятиями.

Схожая ситуация сложилась с транспортно-логистическими центрами. В Беларуси он должен создаваться рядом с Оршанским авиаремонтным заводом, в то время как в Смоленской области на базе аэропорта Северный также планируется строительство подобной структуры. Как считают белорусские ученые, было бы разумно создавать единый трансграничный транспортно-логистический комплекс, включающий оршанскую и смоленскую площадки.

Кроме этого, исследователи обосновывают и предлагают для активизации трансграничного сотрудничества в сфере промышленного производства создание четырех основных кластеров — агропромышленного с развитым сельскохозяйственным машиностроением, нефтехимического, лесопромышленного и ювелирного. Например, агропромышленный кластер пограничного региона может быть нацелен на создание агрохолдингов, организационной основой которого могут стать относительно крупные мясо- и молокоперерабатывающие предприятия (ОАО «Руднянское молоко», молочный завод в городе Горки и другие), а также заводы сельскохозяйственного машиностроения, объединяющие в своих производственных связях специализированные предприятия.

— Если каждая из сторон будет вести несогласованную самостоятельную политику, трансграничное пространство потеряет свое свойство как единого региона, — замечает Иван Пирожник. — Только совместная научно обоснованная схема управления и развития с учетом интересов партнера даст больший эффект в сумме, чем эффект каждой, даже преуспевающей стороны. Всеми этими проблемами должны заниматься правительства. Но если региональные сообщества будут безынициативными, будут ждать генеральных схем, генеральных инвестиций, то уйдут годы, и эффекта достичь не удастся. Активизация должна произойти в первую очередь в региональных сообществах двух стран, и добиться этого можно за счет экономических преференций. Назрела необходимость разработки союзной программы развития белорусско-российского трансграничного региона с определением его особого экономического статуса в едином таможенном и экономическом пространстве России, Беларуси и Казахстана.

Ученые считают, что наряду с предложенными кластерами одним из ключевых научных результатов проекта является разработка модели территориального планирования и развития — единой на весь трансграничный регион. Исследователи предложили развивать в первую очередь территории, расположенные на четырех главных магистральных трассах, связывающих Беларусь и Россию, так называемые оси активизации трансграничного социально-экономического развития. Так, на оси Орша—Дубровно—Красное—Гусино—Смоленск можно наращивать производственные мощности в машиностроении, деревообработке, легкой и пищевой промышленности, животноводстве и льноводстве. Ось Витебск—Городок—Езерище—Невель и далее Псков—Санкт-Петербург может ориентироваться на комплексную переработку древесины и использование водных ресурсов. На оси Гомель—Добруш—Новозыбков—Клинцы—Брянск целесообразно развивать сельскохозяйственное машиностроение, энергетику, пищевую промышленность, овощеводство и садоводство. Четвертая ось Витебск—Лиозно—Рудня—Смоленск должна способствовать развитию легкой и пищевой промышленности, льноводства и овощеводства, лесного хозяйства и переработки его продукции.

Такая территориальная структура региональных экономик на основе создания совместных производственных кластеров свяжет трансграничный регион в единый экономический организм. Социально-экономическое обустройство, развитие производства в таких точках роста, подчиненное общим интересам, должно регулироваться на межгосударственном уровне. Ученые считают, что назрела также необходимость создания единой схемы комплексной территориальной организации трансграничного региона, которой, кстати, как признают авторы проекта, не было даже в Советском Союзе, где подобные схемы разрабатывались отдельно для каждой административной единицы.

Свои научные рекомендации и предложения, которые, кроме экономики, содержат и идеи в области решения демографических и миграционных проблем, геоинформационную базу данных по социально-экономическому развитию приграничных районов, ученые БГУ передали в Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Беларуси и в его региональный отдел в Могилевской области. Все материалы они готовы также предоставить администрациям приграничных районов Беларуси и России.

Разработка ученых, представленная на международных научных конференциях, привлекла внимание и по достоинству была оценена зарубежными специалистами. Ведь в условиях глобализации опыт решения трансграничных проблем и активизации трансграничного сотрудничества важен для многих стран.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter