Не растрачивать время впустую

Таково жизненное кредо писательницы Натальи Голубевой

Таково жизненное кредо писательницы Натальи Голубевой

В сборнике Международной ассоциации писателей и публицистов «Планета поэзии-2009», изданном в Риге, среди представителей сорока стран есть и фамилия нашей соотечественницы Натальи Голубевой. Ее стихи напечатаны рядом с произведениями таких известных людей, как Сергей Лавров, Евгений Примаков, Станислав Куняев, Иван Голубничий, поэтов из Австралии, Германии, Великобритании, Дании, Македонии, других государств. Но Наталья Александровна больше известна не рифмами, а прозой. В ее багаже — исторические произведения, основанные на реальных фактах, книги о современных проблемах. Поэтому мы начали разговор с кандидатом исторических наук, заместителем начальника Управления социально-культурной сферы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Натальей ГОЛУБЕВОЙ с дилогии «Радимичи. Земля непокоренная», книги, которая принесла автору известность.

— Наталья Александровна, ваша книга «Радимичи. Земля непокоренная» с 2006 года издавалась трижды, последний тираж – десять тысяч экземпляров. И каждый раз она распродавалась. Редкий писатель может таким похвастаться. Как написать книгу, чтобы ее покупали?

— Если ответить на ваш вопрос кратко: надо просто интересно писать. Вот и весь секрет. Никакая государственная поддержка, различного рода преференции, предоставленные на книгоиздание, не заставят человека читать то, что не увлекает, то, что неинтересно. Как, впрочем, смотреть скучный фильм или слушать не волнующую душу музыку. Но мне кажется, что вы затронули очень серьезную и актуальную проблему. Книга сегодня – это не только интеллектуальный продукт, но и товар, который должен конкурировать на огромном книжном рынке, где игроками являются достаточно крупные издательства. Поэтому утверждение о том, что главное – только содержание, уходит в прошлое. Требования к оформлению книги у читателя возросли многократно. Она должна быть не только содержательна, но и презентабельна. Поэтому выигрывают те издательства, которые стремятся не забывать, что есть такое понятие, как искусство оформления книги. Мне посчастливилось работать с очень интересными издательствами – Белорусского экзархата (директор Грозов В.В.), РИО «Литература и искусство» (директор Карлюкевич А.Н.), где стремятся сделать хорошую современную книгу. И, конечно же, реклама, которая, если она грамотно выстроена, как мы знаем, творит чудеса. В прошлом году только в Санкт-Петербурге состоялись две презентации моих книг. Когда сходятся все эти составляющие, можно рассчитывать на определенный результат.

— Почему вы взялись именно за историческую тематику?

— Во-первых, у меня давняя любовь к исторической науке, во-вторых, мы, к сожалению, еще очень мало знаем историю своей страны, подлинную, лишенную идеологизации и конъюнктуры, где остается немало белых пятен. Сегодня многие архивные документы становятся доступны исследователю, и задача писателя, ученого — максимально объективно донести их до читателя. Поэтому и обращение к малоизученной, как мне показалось, теме древних племен, в частности племени радимичей, которые проживали на территории современных Гомельской и Могилевской областей по Днепру и Сожу, не случайно. Хотелось на основе исследований ученых, археологов показать, сколь уникальны были культура, военные традиции этих людей, интересен уклад их жизни, свободолюбие и стремление к независимости, как многогранно и интересно наше историческое прошлое. На мой взгляд, объяснить многие проблемы, тенденции современного общества, не зная тех процессов, которые происходили в глубокой древности, гораздо сложнее.

Достаточно непростым взаимоотношениям, которые складывались на территории современной Беларуси перед войной 1812 года, посвящен еще один исторический роман — «На перепутье двух дорог». Действие разворачивается в период с августа 1810 года по 1812 год вокруг строительства Бобруйской крепости, первого и самого важного стратегического оборонительного сооружения в системе укрепления западных границ Российской империи. Я специально не затрагивала период войны. Хотелось показать обстановку, которая сложилась в этих землях в начале века, когда после последнего раздела Речи Посполитой и вхождения земель в состав Российской империи людей буквально раздирали противоречия. Хотелось показать, что именно на этом отрезке земли сошлись интересы держав и решались судьбы войны и мира, судьбы людей, которым приходилось делать порой нелегкий выбор между реальной действительностью и своими убеждениями. Это художественное произведение, но написано на основе подлинных документов, которыми располагают архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Национальный исторический архив Беларуси.

Действующими персонажами выступают не только реальные исторические личности, как, например, Александр I, очень тонкий политик и умный стратег, который, прекрасно понимая ситуацию у западных границ империи, пытался найти компромисс в непростых взаимоотношениях со шляхтой; Барклай-де-Толли, который курировал строительство крепости, – талантливый военный министр. Есть и вымышленные герои, простые люди, которые оказались на перепутье и должны были разобраться в сложных перипетиях того времени. Любовь, самопожертвование во имя долга перед памятью предков, чистота и искренность человеческих отношений, попытка понять и принять людей и их поступки, когда у каждого была своя правда, — все это присутствует в книге, сюжет которой хотелось сделать динамичным и увлекательным.

— Автор исторических произведений всегда рискует услышать упрек в том, что он неправильно интерпретирует историческую действительность…

— Всегда подчеркиваю, что история – это самая точная наука, где присутствует конкретный исторический факт, а задача писателя не идеологизировать его, а показать реальную картину, дать возможность читателю самому разобраться в ситуации, сделать выводы. Это сложно, но я стремлюсь к объективности. Да, у меня есть герои, которые мне очень нравятся. Но есть и другие, которых я не люблю. Но они были в реальной жизни. Главное – никого не осуждать, не навязать свое мнение, а показать обстоятельства, которые побуждали людей поступать именно так.

— Сейчас модно делить литературу на женскую и мужскую. Чаще всего исторической тематикой занимаются представители сильной половины человечества. Вы как себя чувствуете в их компании?

— Я не люблю разделять творчество по половому признаку. Не важно, кем написано произведение, главное, чтобы оно было интересным. Я против клише «женская проза». К сожалению, с этим понятием нередко стали отождествлять легкое чтиво с незамысловатым сюжетом: олигархи, погоня за легкими заработками, проституция, хотя это очень сложные социальные явления. Мне кажется, что произведения, написанные автором-женщиной, наоборот, более утонченные, глубокие, философские.

— Женские романы более востребованы, легче распродаются…

— У каждого человека есть свой уровень, интересные для него темы, а уподобляться конъюнктуре и использовать одну тему лишь только потому, что это модно? Наверное, это уже не творчество. Любое литературное произведение должно волновать, побуждать к каким-то действиям, вызывать эмоции. А если человек в поезде прочитал книгу, вышел на улицу и забыл, о чем читал, то это, наверное, уже не литература. Да и статистика продаж говорит несколько об обратном. Общество пресытилось так называемыми женскими романами. Устало от их однотипности. Наблюдается поворот к интеллектуальной литературе.

Не отношу себя только к категории исторических писателей. Есть и другие проекты. С издательством «Белорусская энциклопедия» заканчивается работа над книгой «Беларусь в контексте мировой цивилизации». Это издание посвящено выходцам с земель современной Беларуси, в разные периоды и по разным причинам покинувшим их. Предпринята попытка сделать книгу об истории белорусского зарубежья, многие представители которого внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Собран очень интересный материал более чем о шести тысячах наших соотечественников. Казимир Семенович, живший в 16-м веке, — изобретатель многоступенчатой ракеты, автор книги «Великое искусство артиллерии», которая несколько столетий считалась в Европе лучшей научной работой, посвященной артиллерии; Казимир Черновский, живший в 17-м веке, — первый изобретатель подводной лодки, Якуб Наркевич-Иодко, живший в 19-м веке, — изобретатель электрографии, Ирвин Берлин, уроженец Могилева, – автор американского гимна «Боже, благослови Америку!», всемирно известные художники, композиторы, исследователи. Параллельно с этим проектом заканчиваются съемки 24-серийного фильма на телеканале «Мир» «Земля гениев», который также посвящен нашим соотечественникам. Или же поэзия, сборник повестей и рассказов «Миражи» о наших современниках, сложных человеческих отношениях, о любви.

— Какую роль в вашем творчестве играет тема любви?

— Она присутствует во всех произведениях, где есть и классический любовный треугольник, и герои, которые меняют свое мировоззрение, когда к ним приходит настоящее чувство любви. Я не буду оригинальной, если скажу, что главное в нашей жизни – это любовь. Она делает наш внутренний мир богаче, а поступки благородными, помогает выживать в непростых жизненных ситуациях. Это многогранное и прекрасное чувство. И в эти весенние дни хочется пожелать всем читателям газеты беречь и лелеять это чувство. Оно источник нашего вдохновения, жизненных сил.

— Наталья Александровна, как вам удается совмещать дом, основную работу, научную и творчество?

— Я не думаю, что с чем-то что-то совмещаю. Это просто образ жизни. У человека все получается, когда ему, во-первых, нравится то, чем он занимается; во-вторых, когда очень хочется добиться своей цели. Тогда все делается легко, непроизвольно. Можно прийти домой после работы, лечь на диван и просто смотреть телевизор, а можно сказать себе: «У меня есть еще несколько часов жизни» — и прожить их продуктивно. А писать мне просто нравится. Я вообще люблю динамичных людей, которые не позволяют себе впустую растрачивать время. В жизни так много всего интересного, хочется все успеть, приумножить и отдать то, что тебе дано.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter