Не пропустить бы гол в свои ворота

Всем ли товарам нужно штурмовать экспортные направления?

Некоторым белорусским товарам важно не штурмовать экспортные направления, а сохранить свою импортозамещающую суть на внутреннем рынке

В Беларуси на макроэкономическую проблему дефицита торгового баланса стараются «навалиться» всем миром в прямом смысле этого слова. Задания по экспорту и раньше «нарезали» практически всем предприятиям, теперь перед многими стоит задача не просто продавать за пределы родной страны, но и выйти на положительный баланс собственного внешнеторгового сальдо. Для экспортно-ориентированных заводов, невзирая на большую валютоемкость продукции, найти возможности «плюсануть» не составляет особого труда. Компаниям, ориентированным на внутренний рынок, приходится тяжелее. А у большинства импортозамещающих производств перейти на «валютную самодостаточность» практически нет шансов.

По некоторым товарным позициям ушли годы и немало административного ресурса, чтобы «выдавить» со своей территории импортные аналоги. Или хотя бы снизить их значение для внутреннего потребительского рынка. Какая уж тут экспансия за внешние рубежи?! Да еще в рамках Таможенного союза, к которому добавляются проблемы со вступлением России в ВТО. Впрочем, критична, скорее, первая позиция.

Сам по себе опасен не исконно российский производитель, а транснациональные корпорации, которые уже «подмяли» под себя целые российские отрасли: пивную, алкогольную, табачную, кондитерскую… Завершается вытеснение независимых российских производителей соков, стиральных порошков, бытовой химии, некоторых других потребительских товаров. Конечно, покупатели знают немало родных, скажем, российских торговых марок. Но сквозь кириллическое написание прорастают «иностранные уши». Скажем, знаменитый сигаретный бренд «Ява» принадлежит транснациональной корпорации «British American Tobacco». Право на легендарную для курильщиков торговую марку они приобрели вместе с одним из российских табачных предприятий. Один из лидеров продаж сок «Привет» входит в интеллектуальные активы знаменитой корпорации «PepsiCo», купившей бренд в связке с Лебедянским консервным заводом. Что касается пива, то чистокровного «русака» в этом сегменте напитков практически нет: либо бренд, либо контрольный пакет завода-производителя принадлежит одному из лидеров мировой отрасли.

Что наши производители могут предложить зарубежным потребителям? Скажем, табачная отрасль. Действительно, Гродненская табачная фабрика вложила за последние семь лет более 40 миллионов евро в модернизацию производства, выпускает качественную продукцию, имеет право поставлять ее в страны Европейского союза — гродненские сигареты соответствуют всем строгим нормам ЕС по содержанию никотина, смол, угарного газа. Технически и технологически фабрика находится на высоте, тем не менее ей тяжело конкурировать на внешних рынках, многие из которых плотно «обложены» и уже поделены крупными международными корпорациями. Огромные объемы производства «транснационалов» позволяют им авансировать или вовсе арендовать плантации для выращивания табака по всему миру, получать максимальные скидки у поставщиков комплектующих, оборудования и запасных частей плюс огромные маркетинговые бюджеты, которые денежной мощью способны «заглушить» практически любую независимую национальную торговую марку. Выигрывая по уровню производства и контролю качества, белорусские сигареты тем не менее проигрывают по другим важным факторам.

Кроме того, табачный рынок так устроен, что большинство государств старается максимально отгородиться от их импорта. Скажем, прибалтийские государства дистанцировались от нашей никотиновой продукции заоблачными пошлинами. Российский рынок для белорусов вроде бы и открыт, ввози сколько угодно своей продукции, по крайней мере, де-юре. Де-факто разные чиновники могут делать маленькие гадости: например, задерживать до бесконечности выдачу белорусским предприятиям акцизных марок под самыми разнообразными предлогами. Практика уже показывает: мелкими придирками и волокитой песню экспортной поставки можно сделать очень-очень длинной. Впрочем, в России главная проблема не завезти табачную продукцию, а ее реализовать. Оптовая торговля по этому направлению фактически монополизирована двумя крупными компаниями, которые уже работают с транснациональными корпорациями и «чужакам» свои услуги не оказывают. Создавать собственную товаропроводящую сеть, вплоть до розничных торговых точек, — слишком дорогое удовольствие. Да и не дадут ей конкуренты даже поднять головы, задушат в зачаточном состоянии.

— С подачи Комитета государственного контроля наше предприятие активизировало отгрузки на экспорт, — отметил генеральный директор ОАО «Гродненская табачная фабрика» Юрий Чернышев во время выставки «Продэкспо» в Минске. — В этом году за рубеж поставим 1 миллиард штук сигарет на сумму 10 млн. долларов. Недаром же Президент в начале модернизации табачной отрасли делал акцент на импортозамещении. Чтобы полностью обеспечить себя валютой, необходимо продавать за границу в 10 раз больше: около половины произведенной продукции. Что же тогда будут курить белорусы?

Словом, возникает вполне резонный вопрос: целесообразно ли из наших импортозамещающих предприятий создать экспортно-ориентированные? Ведь изначально перед табачной отраслью руководством страны и главой государства ставилась задача обеспечения внутреннего рынка сигаретами, доведения доли импорта до возможно минимального уровня. И только при наличии свободных мощностей, излишка продукции ставился вопрос о возможности экспорта. При условии, что не оголятся полки в белорусских магазинах. Пока ОАО «ГТФ «Неман» героически работает круглосуточно, в три смены, чтобы удовлетворить все заявки белорусской торговли. Потенциал для увеличения поставок за рубеж есть, но он всегда связан с потенциальной опасностью возникновения дефицита по определенным видам сигарет в Беларуси.

Возможно, стоит относиться к импортозамещающим производствам с позиции заместителя премьер-министра Михаила Русого, который во время посещения с рабочей поездкой Гродненской табачной фабрики отметил, что, замещая иностранную продукцию на внутреннем рынке, фабрика фактически зарабатывает валюту. Действительно, валютоемкость продукции ГТФ в два раза меньше по сравнению с другими белорусскими производителями и в 3—4 — с импортом сигарет. Конечно, в каждой товарной группе свои правила игры, особенности формирования себестоимости, но в некоторых случаях увеличение доли чисто белорусских марок на внутреннем рынке может дать положительный валютный эффект для страны более высокий, чем экспорт. Подчас отрицательное внешнеторговое сальдо у производителя может приносить положительный макроэкономический эффект.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter