Многие удивятся, узнав, что у такой страны, как Франция, нет... герба

Не по Сеньке шапка, не по девушкам колпак

Многие удивятся, узнав, что у такой страны, как Франция, нет... герба...

 

Сейчас многие удивятся, узнав, что у такой страны, как Франция, нет... герба. Да–да: флаг есть, гимн есть, а официального герба — нет. Когда–то, во времена великих перемен, французы решили, что герб — это не очень отвечающее их революционным порывам наследие прошлого. Ну и отказались от этого символа государственности. Вот только жизнь доказала: нельзя стране жить без символа. Документы скреплять государственными печатями надо? Надо. Деньги чеканить надо? Конечно. Без паспортов и государственных учреждений тоже не обойтись! И на всем надо как–то обозначить государственную принадлежность! Но как?


Французы молодцы — вместо одного изображения герба они элегантно, в зависимости от ситуации, используют сразу несколько символов. При печати и для маркировки французских консульств — общепринятую эмблему страны с веточками дуба с лавром и монограммой RF (Французская Республика). Другой символ — галльский петух — подходит для спортивных соревнований. Третий — фригийский колпак — французы обожают носить сами в День взятия Бастилии. Но главный символ Франции, по значимости, наверное, сравнимый лишь с нашим понятием «Родина–мать», — это Марианна, собирательный образ французской женщины, готовой все, даже жизнь свою, отдать за Родину. За Францию...


Одним из первых Марианну изобразил на своем всем известном полотне «Свобода на баррикадах» Жан Луи Андре Теодор Жерико. Помните? Прекрасная француженка во фригийском колпаке, со знаменем в одной руке и ружьем в другой призывает французов к атаке и ведет их в бой. Замечательная картина. Прекрасный символ. И зародившаяся в 60–е годы идея после всенародного обсуждения выбирать для изображения Марианны образы самых известных француженок–современниц — тоже замечательная! Марианна ведь не может уходить в прошлое, она должна быть современницей всех поколений! И одной из первых, кого французы выбрали для образа своей Родины, была актриса Мишель Морган, которую народ ассоциировал с ее героинями: Жозефиной, королевой Марией–Антуанеттой и, наконец, Жанной д’Арк. Именно такой видели свою Марианну французы в 1972 году. А свободолюбивая красавица актриса Брижит Бардо, певица и лучшая исполнительница «Марсельезы» Мирей Матье, актрисы Катрин Денев, Софи Марсо, Летиция Каста! Не зря люди выбирали их на роль Марианны. Эти женщины действительно были и остаются истинным, НАСТОЯЩИМ лицом Франции.


Почему выделено «настоящим»? Да потому, что в этот список затесалась «фальшивка» — Марианной–2013 выбрана сбежавшая со своей родины, из Украины, и получившая политическое убежище во Франции секс–экстремистка FEMEN Инна Шевченко — из предложенных художниками эскизов почтовой марки для изображения Марианны президент Олланд выбрал ее. Можно сказать, назначил — без опросов общественного мнения и всенародного обсуждения. Видимо, отвечает эта залетная феменка его личным представлениям о Родине, демократии и о том, как должна выглядеть Франция... Ну выбрал и выбрал. Но почему–то вспомнилось, как великая Мирей Матье, когда скульптор попросил ее попозировать для образа Марианны, долго не соглашалась: не достойна, мол, такой чести. И только напоминание о том, что это не его прихоть, а выбор народа, убедил певицу. А феменка, узнав о марке и выборе Олланда, гордо заявила: ну и замечательно, теперь все ее недруги будут ее зад лизать. Культурка, однако!


Кстати, в минувший вторник в Киеве прошла акция за введение запрета на дискриминацию геев, которую проводили уже не феменки, а великовозрастные мальчики в стрингах (или не мальчики?) из «Фемен–Мэн». Может, подобно гарной дивчине Инне Шевченко, и они надеются когда–нибудь примерить фригийский колпак Марианны? А что? Сегодня во Франции все возможно.

 

Советская Белоруссия №183 (24320). Суббота, 28 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter