Сколько свободного времени ученик должен тратить на домашнее задание?

Не откладывая на дом

Сколько свободного времени ученик должен тратить на домашнее задание?

В России на самом высоком уровне задумались над проблемами старшеклассников, после того как обнаружили: из–за высокой учебной нагрузки у подростков практически не остается свободного времени. Грызть гранит науки приходится минимум 57 часов в неделю — 37 в школе и еще около 20 за домашним заданием! Какие уж тут походы по театрам или выставкам (между прочим, это немаловажные аспекты образования). Предлагают: домашние задания взять и отменить. Наши старшеклассники о таком разве что несмело мечтают, хотя нагрузка у них аналогичная. Да и на «домашку» для 10 и 11–х классов наши педагоги не скупятся: мол, повторение — мать учения. Может, оно и к лучшему?


Игра на интерес


На самом деле в российском проекте не все так безоблачно. Есть и там подводный камушек: задание на дом для учеников выпускных классов не может быть обязательным. Только по желанию. Что, спросите, должно произойти, чтобы школяр сам напросился порешать вечерком пару задачек по физике? Говорят, уроки учитель просто обязан построить так, чтобы подростки охотно повторили тему еще и дома. А то и вовсе отправились за добавкой знаний в библиотеку.


Юрий Загуменнов, кандидат педагогических наук, отчасти с таким подходом согласен: от педагога сегодня зависит многое. Скажем, один учитель дает материал так доступно, что, прочитав только его конспекты, можно без труда сдать экзамен. Или написать на высокий балл тестирование, к примеру, по истории Беларуси. А другой все перекладывает на плечи ребенка, которому новую тему по математике после школы приходится часами разбирать дома с родителями. Получается, именно это время подросток мог потратить на духовное обогащение. Или другая ситуация: педагог может разжечь интерес у своих подопечных, рассказать пару любопытных фактов, после чего ребенок охотно полезет в Google или снимет с библиотечной полки справочник, чтобы узнать подробности. Вот здесь как раз неплохой вариант, к которому, считает специалист, и нужно стремиться.


Сегодня же у нас старшеклассники разбиваются на два лагеря. Нацеленные на вуз по личной инициативе свободное от школы и домашних заданий время проводят у репетиторов. А те, кому учеба неинтересна, увы, идут совсем не в музеи — предпочитают потратить часы на пиво в подворотне или чипсы у компьютера.


Задание: кому и сколько?


После разговора с учителями по разным предметам можно сделать вывод: для некоторых классов, где на базовом уровне еле–еле тащат математику или химию, по этим предметам иногда действительно можно отменять домашнее задание — все равно не сделают. А если и сделают, то бездумно спишут с решебников. Уж этого добра сегодня хватает с лихвой. А вот если класс с профильным обучением, вопросы излишни. Старшеклассники сами сделали свой выбор. Виталий Кириленко, заместитель директора по учебной работе Лицея БГУ, преподает историю и обществоведение. И не сомневается: ученикам, которые действительно интересуются предметом, охотно изучают его углубленно, посвящают ему свое свободное время, домашнее задание уж точно лишним не будет. Ведь огромный пласт информации ребята получают как раз таки дома, штудируя дополнительную литературу. Да и по остальным предметам минимальное самостоятельное повторение пройденного на уроке пойдет только на пользу.


Сколько свободного времени ученик должен тратить на «домашку»? Мнения расходятся. К примеру, учитель математики Александр Фельдман, опираясь на свой многолетний опыт преподавания, не раз отмечал, что домашнее задание не просто необходимо, оно должно быть внушительным. Хорошему ученику придется покорпеть только над алгеброй–геометрией около часа, школяру чуть послабее — минимум полтора–два часа. Тогда и будет достойный результат. Другие учителя–предметники считают, что все домашнее задание можно сделать примерно за 3 — 4 часа. А некоторые и вовсе ссылаются на русского классика Льва Толстого, который назвал домашнее задание испорченным вечером ученика и отменил эту повинность в школе Ясной Поляны. Для пущего аргумента в пользу любителей «забить на домашку» есть данные американских ученых, которые более 10 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от объема заданного на дом. Результаты удивили: оказалось, что количество часов, потраченных на домашнюю работу, никак не сказывается на результатах контрольных работ. Впрочем, тут есть оговорка: если задания ученики воспринимают как наказание, к его выполнению прикладывают минимум усилий и творчества. Стоит ли удивляться, что плоды такой работы нередко стремятся к нулю?


***


К слову, у идеи с отменой домашних заданий в наших реалиях была бы и другая сторона медали, отмечает Юрий Загуменнов, у нас ведь ни школьники, ни студенты пока не готовы работать самостоятельно: «В 90–х годах мне довелось преподавать в университете Нью–Йорка, где моими студентами были будущие учителя, директора школ. К каждому занятию они перелопачивали гору литературы, находили факты, которые даже для меня были новыми, я в таком случае лишь помогал систематизировать эту информацию». Много ли таких сыщется сегодня?


Кстати


Повторяй с умом


В 1885 году немецкий ученый Эббингауз получил кривую забывания, которая демонстрирует, как быстро мы теряем полученную информацию, если ее не повторять. Так, через 20 минут в нашей памяти остается только 58 процентов информации, через час — 44 процента, а через девять — только 36. Спустя неделю мы вспомним лишь четверть прочитанного и услышанного. Поскольку две трети информации забывается уже в первые 10 часов, ученый советовал именно в этот промежуток времени повторять основные моменты. И домашнее задание — отличный способ.


Кстати, Эббингауз установил еще несколько любопытных закономерностей. Во–первых, осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее. В качестве эксперимента ученый заучивал текст «Дон Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов. Во–вторых, с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. То есть двадцать повторений за день не эффективнее пятнадцати. В–третьих, заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. Четвертый момент, так называемый «эффект края», — элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем расположенные в середине. И главное — если человек знает, что выученный материал ему пригодится, в памяти он откладывается быстрее и лучше.

 

Советская Белоруссия №178 (24315). Суббота, 21 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter