Почему литовцы против того, чтобы у нас появилась своя АЭС

Не надо нервничать, спокойно разберемся

О том, почему литовцы против того, чтобы у нас появилась своя АЭС
Даже не знаю, к сожалению или к счастью. Но точно знаю, что годы, прожитые рядом с соседом, делают его почти близким родственником, хочешь ты того или нет: и чем он болеет, ты знаешь, и как на что реагирует, можешь спрогнозировать. И он знает о том, где, что и когда у тебя болит. 


Оскомину уже набила тема островецкой АЭС и литовских протестов против нее. И что проект небезопасен, мы слышали, и что реакторы не те — читали, и сейсморазлома, как раз под Островцом проходящего, пугались. Понятно, что литовцам не хотелось бы, чтобы у нас появилась своя АЭС. Как думаете, почему?

Мне вот представляется, что не в последнюю очередь дело в обиде. На самих себя. Смотрите: Литва была одной из всего трех стран (вместе с Арменией и Украиной), которые получили в наследство от СССР атомную энергетику. Один блок Игналинской АЭС закрывал все (!) ее потребности, второй — обеспечивал и Беларусь, и всю Прибалтику. Третий и четвертый блоки, строящийся и запроектированный, превращали Литву в крупного экспортера электроэнергии. Поэтому я, например, не вижу оснований не верить самим литовцам, которые говорят: «Закрытие Игналины было условием вступления в Евросоюз». Правильно, зачем французам и немцам с англичанами конкурент?

Вступить вступили, а обида, видимо, осталась. И то сказать, Литва стала первой в мире  страной, добровольно отказавшейся от атомной энергетики! В соседней Латвии почти две трети электроэнергии производят на гидроэлектростанциях, Эстония жжет собственные сланцы, обеспечивая себя наполовину, а Польша — свой уголь, закрывая более 90 процентов своих потребностей в электроэнергии. Литве же с момента вступления в ЕС приходится жечь российский газ. Те деньги, которые пришли из Европы «на закрытие» Игналинской АЭС, давно уже кончились, скажем так. А газ приходится жечь ежедневно, ежечасно, непрерывно. Чужой, недешевый. Как говорится, почувствуйте разницу. 

Это как было бы у вас с соседом по 100 евро, вы свои перед Новым годом продали по 20 тысяч, а он в прошлую пятницу — по 23. Вроде не на что обижаться, но осадок остался бы, правильно? Поэтому по-человечески понятна и литовская ревность к островецкой АЭС: не порушили бы свою, так, возможно, и соседи не строили бы. 

Но вот последние высказывания именитых литовцев звучат как-то не по-соседски. «Произведенная там (у нас, в смысле) энергия бесконтрольно наводнит нашу страну со всяческими экономическими и политическими последствиями» — так обращаются к правительству Литвы Витаутас Ландсбергис и Валдас Адамкус, оба — экс-руководители страны. «Не впуская островецкую энергию в Литву, мы можем создать для исполнителей проекта (строителей в Островце, правильно понимаю?) очень труднопреодолимые препятствия, осложнить его реализацию». 

В наших деревнях про такой тон общения говорят: «Вось выб’ю сабе вока, хай у маёй цешчы будзе зяць аднавокі!» А смысл послания, подписанного бывшим председателем сейма и бывшим же президентом Литвы, ровненько укладывается в известный тезис: «Не в том счастье, что у меня корова появилась, а в том, что у соседа сдохла». Тем не менее министр энергетики Литовской Республики — человек, видимо, подневольный — уже обратился ко всем соседям с предложением обсудить вопрос покупки электроэнергии у «третьих стран, которые строят небезопасные АЭС». 

Не по-соседски. «Бесконтрольно наводнит, создать препятствия исполнителям, осложнить реализацию» — так говорят если не о врагах, то о чужих, посторонних, с которыми не надо ни политес соблюдать, ни думать, как и завтра, и послезавтра жить бок о бок. Впрочем, и 84-летний Ландсбергис, и 90-летний Адамкус вряд ли помнят о «соседях по деревне». Один с 2004 года и до последнего времени служил в Брюсселе евродепутатом, другой, считай, всю жизнь провел в США, почти 30 лет отработав в Федеральном агентстве охраны окружающей среды. Так что не соседи мы для них — так, третья страна. Но страна, которая вот-вот войдет в клуб всего-то тридцати с небольшим стран в мире, имеющих атомную энергетику. А Литва свою... сама снесла. Вот пусть и у них, у «балтакривичей», «нічога не будзе». «Так не доставайся ж ты никому!» — интересно, а русскую классику бывшие литовские руководители еще помнят? 

Я далек от мысли, что живущие в хуторах и городках люди по ту сторону границы — пафосно говоря, литовский народ — относятся к нам так же, как и упомянутые политики. Да что литовцы, вон финны уже, по материалам литовской прессы, мягко так ответили на призыв министра энергетики, что «верят в атомную энергетику и... больше верят в диалог, а не в бойкоты». Поэтому спокойное, разумное, взвешенное отношение, надеюсь, возобладает. Как это и положено у соседей.

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter