«Не майся, внучка, дурью»

Журналист поработала распространителем рекламных листовок

Такие советы часто слышала корреспондент «Р», когда распространяла рекламную печатную продукцию

Я всегда беру флаеры и рекламные проспекты на улице. Не потому что мне интересно, просто я точно так же раздавала их на улицах, когда училась на первом курсе. Тогда работа мне была по душе: шум, толпа, веселье. Теперь, спустя 3 года, многое изменилось. И лишь цены на оплату этого на первый взгляд легкого труда остались прежними.

Найти работу распространителя легко. Чаще всего – через знакомых или по Интернету. Самый популярный синоним бумажной рекламной продукции – спам. Успех спамера зависит, в первую очередь, от места работы, которое определяет заказчик. Возле метро тысячная пачка флаеров у так называемого бумажника разлетается за полтора часа. А если адрес в твоем маршрутном листе перекресток возле магазина в спальном районе – беда. Как правило, после трех часов в таком месте распространитель просто сбегает, прихватив в собой не одну сотню цветных рекламок.

Распространитель должен быть морально устойчивым и психически уравновешенным. Есть определенный текст, который нужно говорить при вручении флаера. Но, как правило, не до высоких фраз и актерских интонаций: лишь бы взяли.

Если это распространение косметики или каких-то деловых услуг, внешний вид контролируют. А если это просто купоны со скидками на сосиски и мандарины или открытие нового солярия – одежда максимально яркая, удобная и – очень важно – теплая.

«Ну пошли! Где еще за выходные найдешь 50 тысяч?» – подбивала меня подруга. Год назад она всучила рекламный проспект спешащему молодому парню. Теперь они муж и жена.

Каменная Горка. Воскресенье. Люди есть. «Это ненадолго. И это интересно», – подбадриваю себя, переминаясь с ноги на ногу. Сумка уже натерла плечо. Достаю первую партию флаеров.

Ловлю на себе взгляд. Уверенно начинаю свою песню про «только сегодня и только у нас»…

– Скажи мне лучше, внучка, где тут аптека, – останавливается пенсионер.

Я показала дорогу. Если такое увидит проверяющий, накажут штрафом. Мол, отвлекалась.

– А дайте мне еще десяток. Я вот в прошлом месяце у такой же девочки взяла – так удобно! Заворачиваю банки грибов и в корзинке на рынок таскаю, – улыбается старушка. Щедрой рукой одариваю ее увесистой пачкой. За это, кстати, проверяющие тоже штрафуют.

Но проверки работы рекламных распространителей – дело нечастое. Да и беспроволочный телеграф выручает: если в одном месте покажется проверяющий, об этом вмиг узнают остальные работники.

Среди распространителей почти нет тех, кто на самом деле раздает всю тысячу листовок. Или сразу облегчают пачку на пару сотен в соседней урне, или в конце работы. Самые хозяйственные приносят «излишки» домой: заклеивают окна, например, или топят печку (если живут в частном секторе). А самые креативные находят в рекламках альтернативу обоям.

У многих распространителей есть удостоверения. У меня его, конечно, не было. Но никто и не поинтересовался. Никаких инструкций на случай, если подойдут милиционеры, у меня нет. Фраза «мы работаем в согласованных с властями местах» – это вся информация, которую мне сказали.

– Слышь, подруга, ты только номерок черкани на обратной стороне. Придем в твой магазин и купим – не вопрос! – вырастает на горизонте недопринц в потертых туфлях.

Прохожие советовали мне бросить стопки рекламок и записаться на курсы швей, ехать к родителям копать картошку, идти работать нянькой… Я так и не поняла, что это было: жалость или ирония.

Мастера советов – мужчины и женщины, молодежь и пенсионеры. «Голову нам дуришь и сама мерзнешь», – обобщаю все сказанное в мой адрес.

После двух часов вполне добросовестной работы плитки в конце перехода толстым слоем устилали… мои рекламки. «Ну вот, насорили только» – не успела подумать я, как на горизонте появилась кислотная жилетка уборщицы. В мгновение ока ее опытный взгляд обнаружил причину бумажного листопада. Я втянула шею. Из быстро льющегося потока слов (я на ее территории явно не первая злостная распространительница мусора) выуживаю нужные для себя слова: «пошла и убрала». Понимаю, что в этой ситуации такой вариант действительно самый лучший. Пару десятков приседаний – и плитки вновь чистые. С досады вместе с собранными бумажками опускаю в урну полсотни чистых брошюр.

Мое терпение подходит к концу. Чего не скажешь о пачке рекламок. Я завидую всем: влюбленным парочкам, мамам с колясками и даже бомжу с бутылкой пива. Задубевшие ноги дергают от усталости. Обернулась направо, налево. В считанные секунды глянцевые бумажки опять оказались в моей сумке.

Захожу в магазин. Именно здешние дешевые сосиски и сок нарисованы в моих рекламках. В качестве компенсации покупаю торт, в маршрутке — билет. Перезваниваю на 6 пропущенных вызовов: «Алло, я жива. Приходите на чай – расскажу». Зарплаты как не бывало. Скоро согреется розовый от холода нос. А вот неприятный осадок останется...

------------------------------------

К сведению

Сколько может заработать распространитель рекламной продукции? Все зависит от заказчика. Есть два вида оплаты: почасовая (сколько постоишь – столько и получишь) и за количество экземпляров. Почти всегда это второй вид оплаты. За раздачу 1000 штук флаеров платят 15 000. Можно раздавать их полтора часа, а можно и пять, но это уже никого не интересует. Заплатят вам не сразу, а спустя 2 недели, а то и месяц. Испытательные сроки здесь чаще всего неоплачиваемые. Но об этом «бумажники» узнают только после 2—3 тысяч розданных листовок…

------------------------------------

На снимке: работа распространителя рекламной продукции только на первый взгляд кажется легкой.

Фото: Виктория ТЕРЕШОНОК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter