Не климатит!

Природа взбесилась.
Природа взбесилась. Все вокруг твердят о глобальном потеплении, а на нас в декабре свалились совершенно жуткие морозы, да еще и со снеговыми сугробами. Небольшая оттепель только усугубила ситуацию, и вот вам, пожалуйста, - гололед... Ну и как, скажите, такие катаклизмы могут сочетаться с повышением температуры? Однако ученые всего мира неумолимо подтверждают правильность своих прогнозов. Директор Института проблем использования природных ресурсов и экологии академик Национальной академии наук Беларуси профессор Владимир Логинов уверен: к концу XXI века в результате деятельности человека температура на земле увеличится на 2 - 3 градуса.

- Так что же все-таки происходит с климатом?

- За последние 120 - 140 лет климат изменился. Повышение глобальной температуры за это время составило 0,7 - 0,8 градуса. В последние 20 лет наблюдались практически все самые теплые годы за всю историю инструментальных наблюдений. И вообще, нынешнее потепление - самое мощное за последнее тысячелетие.

Если взять данные по Беларуси, то температура в стране повысилась почти на градус. Особенно это заметно зимой - наш климат стал менее континентальным. Средняя температура января по сравнению с серединой 1960-х увеличилась на 5 - 6 градусов. И вообще, зимы теперь двухъядерные: холодные ноябри и декабри, теплые январи и второе похолодание в феврале...

- В декабре действительно было нежарко...

- В прошлом веке известны всего четыре таких холодных декабря. При обычной температуре в четыре градуса ниже нуля этот декабрь удивил средней температурой от 8 и местами до 14 градусов со знаком "минус".

Но начало зимы вообще стало исключительным, потому что при очень низкой температуре осадков выпало больше нормы. Как правило, количество осадков в холодные зимы небольшое. За всю историю наблюдений нечто подобное было только один раз - в 1907 году, да и то среднемесячная температура составила тогда всего около минус 9 градусов.

Вообще, момент соотношения температуры и осадков очень интересен. И, кстати, лето 2001 года в этом отношении тоже было необычным. В июле, который побил по жаре все рекорды, осадков опять-таки выпало больше нормы, что противоречит известным представлениям, существующим в метеорологии.

- Многим интересно, какие еще сюрпризы приготовила зима.

- Прогнозы на долгое время - дело неблагодарное. Однако если исходить из статистики, после экстремально холодного декабря не бывает очень холодного января. Так что среднеянварская температура будет либо близка к норме, либо чуть ниже нее.

- А вообще, каким будет нынешнее столетие для Беларуси?

- Мы составили сценарий возможного изменения климата на середину этого века. Только надо отметить, что данные, полученные в результате расчетов на математических моделях, могут отличаться от реальности. Так вот, на середину нынешнего столетия повышение температуры в Беларуси составит приблизительно 1,8 градуса. Для среднегодовой температуры это много, хотя для зимней - не столь существенно.

Минимальная температура будет расти заметно быстрее, чем максимальная. Это значит, что теплее станут зимы и ночи, а температура днем и в летние сезоны останется примерно на прежнем уровне.

- Чем это может обернуться для белорусов?

- В первую очередь нужно будет пересмотреть посевные культуры и их сорта, ведь самые большие потери (до 70%) от потепления и связанных с ним изменений климата мы несем именно в сельском хозяйстве. Ясно, что при изменении климата изменится и инфраструктура. Вполне вероятно, что в наших широтах на смену посевам ржи и овса могут прийти пшеница и кукуруза.

Еще одно обстоятельство, которое, на мой взгляд, оказывает огромное влияние на сельское хозяйство, - это изменение структуры температуры в годовом ходе. Получается, что весна приходит рано - температура очень быстро переходит через ноль градусов, а затем переход через 5 градусов затягивается. Идут так называемые возвраты холодов. Это отражается на экономике: вымерзшие площади приходится пересевать, а это лишняя трата средств.

Кстати, у потепления есть и положительные моменты. Теплые зимы приводят к реальной экономии горючего, газа, нефти... Так что нет худа без добра.

- Неужели нас ожидает "горячий" XXI век?

- Да. И в основном это - результат деятельности человека. Изменение газового и аэрозольного состава атмосферы приведет к потеплению, которое будет более заметно в высоких широтах и менее - вблизи экватора. На полюсах оно может составить 6 - 7 градусов. И как следствие - таяние ледников и повышение уровня Мирового океана, которое может составить от 30 см до одного метра. Это поставит на грань разрушения экономику и даже может привести к гибели отдельных стран, таких как Бангладеш, Нидерланды, Мальдивские острова, высота которых над уровнем моря - около полутора метров. Даже Санкт-Петербург частично может оказаться под водой. Пока же повышение уровня Мирового океана идет со скоростью 3 мм в год.

Сдвинутся климатические пояса. Допустим, при повышении среднегодовой температуры на 2 - 3 градуса климат Беларуси будет напоминать юг Украины.

Засухи приведут к уменьшению стока рек и уровня озер. Значит, меньше станет воды для электростанций, для использования в других отраслях народного хозяйства. Наконец, при изменении климата увеличится число разного рода эпидемий. Потепление грозит также нанести огромный вред лесному хозяйству. Опыт показывает, что после мощных засух 1992-го, 1994-го и других годов активно размножались вредители, которые привели к гибели лесов.

Активно пойдет опустынивание, а ведь и так с каждым годом человечество теряет все больше плодородных земель. Например, знаменитая Сахельская засуха в Африке продолжалась около 30 лет, и связана она была главным образом с потеплением климата.

- Все это далеко не в лучшую сторону должно отразиться на экономике...

- Климат всегда оказывал огромное влияние на человеческое общество: на экономику, политику... Достаточно вспомнить знаменитые революции: европейскую 1849 года, французскую 1789 года, многочисленные революции в Африке. По мнению ряда климатологов, все эти революции связаны с голодными годами, с неурожаем, то есть - с изменениями климата.

По оценкам Всемирной метеорологической организации, потери от неблагоприятных погодных условий составляют около 60 миллиардов долларов в год.

- Но не сидит же человечество сложа руки...

- Мировое сообщество пытается договориться об уменьшении выбросов парниковых газов - углекислого, метана, фреонов - в атмосферу. Поэтому в 1992 году в Рио-де-Жанейро была разработана рамочная конвенция по изменению климата.

Но, к сожалению, многие страны не выполняют данное соглашение. В странах, где доминирует тепловая энергетика (например, в Китае), это будет означать остановку производства. По сравнению с такими гигантами, как США, которые выбрасывают в атмосферу до 24% парниковых газов, или Россия (7%), вклад Беларуси в загрязнение мизерный - около 0,4%. Тем не менее совсем недавно страна получила финансовую помощь Глобального экологического фонда для выполнения обязательств по рамочной конвенции.

Кстати, выполнение условий этой конвенции для Беларуси не составляет никаких проблем, поскольку она постоянно уменьшает уровень выбросов. Кроме того, у нас есть большие резервуары стоков парниковых газов. Это белорусские леса, которые занимают около 36% нашей территории, а также неосушенные болота.

Сейчас ставится вопрос о том, что развитые страны должны покупать квоты на выброс парниковых газов, если они их вырабатывают больше, чем положено по нормам. Поэтому не исключено, что Беларусь сможет даже торговать этими квотами.

А вообще, человек не может полностью защитить себя от капризов природы. Никто в мире пока не научился предсказывать погоду на долгие сроки с высокой долей вероятности, несмотря на то, что на метеорологию и климатологию работает лучшая вычислительная техника в мире.

- Так и в Беларуси? Известно, что наука переживает не лучшие времена.

- Изменение климата, составление прогнозов - это фундаментальная проблема, которая требует бюджетного финансирования. А финансирование науки существенно уменьшилось. Практически не обновляются основные фонды, не приобретается оборудование, нет притока молодых кадров.

Конечно, у нас есть разработки мирового уровня, но их становится все меньше. А ведь из фундаментальной науки всегда вытекали прикладные разработки и новые технологии, внедрение которых помогает развивать производство.

При сокращении бюджетного финансирования институты будут не в состоянии содержать свою собственность. И переломить сложившуюся ситуацию в науке могут только конструктивные меры: улучшение финансового и кадрового обеспечения институтов, работа в одной связке науки и образования, повышение престижа науки, увеличение финансирования, льготы молодым специалистам. Всегда нужно помнить, что если не создать работникам науки достойные условия на родине, Беларусь будет готовить специалистов для Германии, Израиля, США и других стран. А так быть не должно. Это - тоже климат, но другой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter