Не хлебом единым

Сегодня в Бресте завершается Международный театральный фестиваль «Белая Вежа»...
Сегодня в Бресте завершается Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». И вдруг подумалось: а почему у наших театров нет какого–то одного дня наподобие 1 сентября, когда бы они все возвращались из летних отпусков и начинали новый сезон? Стройными рядами шли бы по проспекту узнаваемые, с посвежевшими лицами актеры с букетами гладиолусов любимому худруку, мы бы приветствовали их автомобильными гудками и аплодисментами, а они краснели от такого внимания и приговаривали: «Ну что вы, не стоит. Не надо». И это был бы праздник — обоснованный и неформальный, почти такой же, как Международный день театра. А вечером вместо «Павлинки» или «Вишневого сада» театральная стихия выплескивалась бы на улицы — импровизированные представления на городских площадях, огни и фейерверки, общедоступный капустник. И это было бы наше общее 32 мая, какое так хотел подарить миру барон Мюнхгаузен. Не хлебом единым сегодня живет человек, но и зрелищами.

К сожалению, картина эта может существовать лишь в нашем воображении. Каждый коллектив открывает сезон в свой день тихо, не афишируя. Служители Мельпомены незаметно пробираются в свои укромные гримерки и ждут целый сезон звездной роли. Иногда, как утверждает Станислав Говорухин в своем новом фильме «Артистка», дожидаются. Но чаще происходит обратное: рутина, скука, неопределенность положения.

Не всем везет так, как белорусскому балету. На днях Валентин Елизарьев был гостем программы Александры Гайдук «Фигуры». Спокойный, уравновешенный мастер. Живущий в отличие от многих наших корифеев не прошлым, а настоящим. За последние пятнадцать лет наша балетная труппа побывала более чем в тридцати странах мира. Большинство драматических театров давно никуда не выезжает, что уж говорить об участии в международных фестивалях.

Тем не менее государство театр поддерживает. И позиция эта имеет солидное материальное выражение: за 2004 — 2006 годы на выполнение Программы реконструкции и технического переоснащения государственных театров Республики Беларусь на 2004 — 2010 годы направлено более 15,7 млрд. рублей...

Фасад чиним, но что в душе?

Поговорите с молодым актером — первым делом он пожалуется на маленькую зарплату. Почти у каждого, кто пооборотистее, какой–то свой маленький бизнес. Да и нравы в творческой среде изменились — актер, как ртуть, перетекает в грани предлагаемых обстоятельств: театр, кино, реклама, телевидение...

И вот уже сами купаловцы приходят каждое утро ко мне в дом с телепрограммой «Доброе утро, Беларусь!», рассказывают, какая простокваша вкуснее, где купить хорошие колеса и как быстро справиться с похмельем. И сами получают от этого удовольствие. Популярность! Но должен ли был купаловец Олег Гарбуз идти на кастинг шоу «Три холостяка»? Не уверен. Да и его телевизионная страничка «Полустанок» в весьма содержательном и информативном утреннем эфире ОНТ — тоже для меня закавыка. Вроде бы все правильно говорит Гарбуз: посмотрите налево — свили гнездо неунывающие белорусские буслы, посмотрите направо — починили крылечко. Но в общей сути — эмоции, а не путевой очерк. Философия «Полустанка» — где родился, там и сгодился. Ни о разрушенных деревенских объектах культуры, ни о проблемах с молодыми кадрами авторы «Полустанка» не говорят.

А к нам в редакцию регулярно звонят читатели и рассказывают истории отнюдь не радужные. В Гомельском областном театре актеров набирают просто с улицы, потому что профессионалы из театра уходят. В Могилевском областном (он находится в Бобруйске) только коммерческая постановка «Пигмалиона» спасает театр от финансового краха. Старейший в стране Слонимский народный по–прежнему не имеет ни собственного здания, ни современной оборудованной сцены с хорошим светом и звуком. В Лиозно целесообразность существования народного театра некоторыми чиновниками ставится под сомнение.

Новый сезон, безусловно, принесет, кроме премьер, и новые проблемы. Нельзя бежать от них. Иначе они могут парализовать театр.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter