Делать "Ночь музеев" в Минске бесплатной пока не собираются

Не к ночи будет сказано

Как в Минске прошла "Ночь музеев"
В выходные музейная жизнь страны вновь активизировалась и зацвела пышным цветом. Традицию коллективного приобщения к высокому искусству в этом году поддержали едва ли не все культурные сокровищницы Беларуси. Музейщики признаются: международная акция «Ночь музеев» — пожалуй, один из немногих способов реанимировать интерес к академическому искусству. Корреспонденты «СБ» включились в гонку по созданию арт–праздника и промчались бодрым галопом по нескольким особо интересным точкам. Об особенностях национального музейного арт–праздника — в нашем обзоре.



«Ночь музеев 2015» сохранила свой ночной статус преимущественно благодаря Национальному художественному и Национальному историческому музеям. Культурные гиганты традиционно, как говорят лошадники, вышли на старт всей конюшней: до часу ночи можно было побывать в любом филиале и приобщиться к разнообразным программам. Большая же часть прочих учреждений предпочла провести вечер музеев, а не ночь. Например, оказавшись около одиннадцати вечера перед закрытыми дверями Центра современных искусств, где, по слухам, должна была до полуночи проходить стимпанк–вечеринка, корреспонденты «СБ» разочарованно удалились.

Модный перформанс в историческом музее.
Модный перформанс в историческом музее.

Особенно отличился Музей истории белорусского кино, организовавший при помощи комплекса «Дудутки» старинную корчму с ароматными напитками и закусками — солеными огурцами с медом, сырами по дедовским рецептам и капустой, которая хрустела громко, как снег в морозный день. Научные сотрудники героически в сто двадцатый раз проводили экскурсию по выставке «Летучая, горючая...», посвященной самогоноварению с древнейших времен до наших дней и борьбе с пьянством.

Корреспондент «СБ» в образе Дали.
Корреспондент «СБ» в образе Дали.

Цена вопроса — кусачая. О том, чтобы сделать входные билеты бесплатными, как в Москве, Питере и городах Европы, говорят не один год. Однако кураторы в один голос сетуют на отсутствие спонсоров и высокие затраты на проведение акции. Вот, мол, и приходится брать с посетителей деньги. Причем немалые. Скажем, цена входного квитка в Национальный исторический в этом году составила 190.000 рублей для взрослого и 140.000 — для студентов. При этом посмотреть работы Дали и Пикассо, выставленные в том же музее в обычный день, стоит гораздо дешевле: 120.000 и 90.000 соответственно. И никакого томления в очередях.

Перед искусством все равны
Перед искусством все равны

Самый бюджетный вариант арт–досуга, к слову, предложил литературный музей Янки Купалы: насладиться поликультурным проектом с песнями и плясками можно было всего за 1.000 белорусских рублей.

Все на бал
Все на бал

Пальму первенства по самым длинным пробкам на входных дверях стабильно удерживал Национальный художественный. В этом году во избежание очередей и большого скопления посетителей в залах здесь пошли на маленькие хитрости. Первое — ограничили количество билетов. Второе — настоятельно рекомендовали гостям прийти на акцию к определенному времени. Уловка сработала! Ни тебе толп, ни разгоряченных полуночных посетителей.

Роботов можно (и нужно!) трогать руками.
Роботов можно (и нужно!) трогать руками.

Самая длинная очередь, по нашим оценкам, выстроилась на улице и стабильно держалась с момента открытия и едва ли не до последних минут у Музея истории белорусского кино. Почему? Смотрите выше.

Интерактивность — то, чем нужно завлекать посетителей не только во время ночных квестов раз в году. Во дворике музея театральной и музыкальной культуры, к примеру, бодро махали игровыми мечами фехтовальщики: ролевая игра живого действия Battle Game вербовала новых бойцов. Что любопытно, помахать бутафорскими, но тяжелыми римскими гладиусами рвались не только парни, но и девушки, они носились друг за другом, злобно попискивая и подворачивая ноги на каблуках.



В Доме–музее I съезда РСДРП интерактив вообще стал ключом ко всему: выставка RoboArt рассчитана в основном на детей, которым важно не только потрогать робособаку, но и заставить ее глаза гореть зеленым светом, дернув за рычаг–хвост. Да и взрослые восторгались, ахали–охали, когда робот Артур поворачивал к ним голову, приветственно помахивая рукой, и рвались сделать с ним селфи. Вам когда–нибудь хотелось погладить робота по голове и забрать его к себе жить? Почитайте книгу отзывов в музее — там можно найти и не такие восторги!

Молодежь отрывалась в свойственной ей манере. В музее–мастерской Азгура хипстеры увлеченно смотрели фильм Сергея Параджанова среди высоких скульптур. Синий загробный свет, длинные ряды и ярусы статуй и бюстов деятелей советской эпохи оставили фантасмагорическое ощущение. Меломаны в это время слушали во дворике музея концерт группы «НагУаль». Тем же путем пошел музей Янки Купалы, установив небольшую сцену перед собственным крыльцом и запустив на нее несколько рок–групп. Веселье здесь не стихало и после часу ночи.

leonovich@sb.by

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 92 (24722). Вторник, 19 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter