Не имей сто рублей, а имей "Море друзей"

Если вдруг вас пригласят в сентябре в Ялту - не отказывайтесь.
Если вдруг вас пригласят в сентябре в Ялту - не отказывайтесь. Нарочно поезжайте и посмотрите этот город, это море, эти пальмы и пляжи. Непременно заселяйтесь в гостиницу "Интурист", где по-прежнему постояльцев балуют деликатесами в ресторанах "Мраморный" и "Хрустальный", а к морю мягко опускают на лифте, который все еще бороздит недра высоченной скалы.

Надо сказать при этом, что Ялта - весьма дорогой город и без денег в "бархатный сезон" там делать решительно нечего. Рассмотрим, как поступают в этом случае деятели культуры и искусства. Они берут и придумывают некий фестиваль, чтобы проходил он аккурат в первых числах сентября и желательно в Ялте. Тотчас к этой хорошей идее с энтузиазмом примыкают политики и журналисты и, что самое приятное, - спонсоры, они ведь тоже не имеют ничего против Ялты в сентябре... В результате всего получается неплохой такой фестиваль "Море друзей", международный телевизионный, в этом году - седьмой.

Чтобы избежать недомолвок и различного рода кривотолков, сразу признаемся - мы там были. Вдвоем от одной газеты, чего скрывать, ухитрились аккредитоваться на один фестиваль. И не прогадали: оказывается, в Ялте в это время проходит несметное количество форумов. За первые 10 минут в "Интуристе" мы встретили актрису Татьяну Друбич с дочкой, еще режиссера Сергея Соловьева с Александром Абдуловым, мимо проходил телеведущий Дмитрий Дибров с другом, видели певца Аркадия Укупника с мобильным телефоном, художника Станислава Говорухина с приятной блондинкой и звезду Арину Шарапову в обществе личного визажиста. Осень особенно привлекает деятелей искусства и литературы, тех, кто ищет вдохновения и творчества: яркая синева моря, буйство осенних красок, звездное небо и музыка гор рождают новые строки вечной поэзии. На балконе ялтинского "Интуриста" нам удалось это весьма остро прочувствовать и понять.

Фестиваль "Море друзей" в Ялте - это совсем не "Славянский базар в Витебске", хотя аналогии и присутствуют. Тот же конкурс молодых исполнителей, те же торжественные церемонии открытия и закрытия, в телевизионном эфире - веселье, праздник, песни и цветы, а за кулисами - нервотрепка и всевозможные интриги. Уж не знаем, кто первым на территории СНГ провел этот шумный праздник под названием "Конкурс молодых исполнителей", но многие современные "фестивальщики" должны быть благодарны этому неизвестному автору. Компактная схема конкурса позволяет молодым исполнителям переезжать из города в город, из страны в страну и неплохо при этом себя чувствовать. Это если учитывать призовой фонд различных форумов. В Ялте, например, обладателя Гран-при конкурса поджидали 10 тысяч долларов США. Так, 22 молодых исполнителя из 8 стран посчитали нелишним примчаться к "Морю друзей". Вокальные возможности и творческий темперамент конкурсантов оценивало международное жюри, сплошь состоящее из громких фамилий. Среди высоких судей, что нам особенно приятно, был и народный артист Беларуси художественный руководитель студии "Сябры" импозантный Анатолий Ярмоленко. В легендарном певце нас сразу очаровала интеллигентная подтянутость и здравый прагматизм. Молодец, подумали мы про себя, Анатолий Ярмоленко - держит марку. Не опустился человек, не спился, как поступили с собой многие ныне забытые кумиры. Он, наоборот, достойно представляет белорусскую эстраду на различных международных фестивалях. Ну как тут не воспользоваться правом журналиста на доверительную беседу!

- Анатолий Иванович, скажите честно, фестиваль "Море друзей" чем-то выделяется?

- Здесь, как я понимаю, еще не все в порядке. Только в этом году президент Украины Леонид Кучма взял фестиваль под свой патронат. Предыдущие 5 лет вдохновитель фестиваля Николай Мозговой практически в одиночку доказывал состоятельность и необходимость такого праздника для жителей Крыма.

- Неужели конкурсы молодых исполнителей действительно актуальны в XXI веке?

- Да что вы? Конечно же, такие фестивали необходимы. В первую очередь для молодых артистов. Это огромная школа общения и мастерства. И потом, конкурс никогда не делает артиста: он формирует человека, дает ему возможность впитать все то, что заложено в жанре эстрады.

- А почему молодые исполнители практически на всех конкурсах выглядят так архаично? Вот эти пышные платья, протяжные песни... Зачем это все?

- Во-первых, у молодых исполнителей часто нет денег для того, чтобы одеться "от кутюр". Они тогда что делают? Идут в ателье и шьют себе незатейливые наряды. Вы видели - сегодня на сцену конкурсантки вышли все как одна в "свадебных" платьях. И манера исполнения у них одинаковая, почти все стараются петь под Мэраю Кери. На первом туре, после 20-го артиста, я уже выл от скуки и однообразия. Хотя вокальные возможности у них у всех очень богатые.

- Складывается впечатление, что сейчас в наших дружественных странах существует как бы две эстрады: фестивальная и коммерческая.

- Есть такой момент. Только это не отличительная черта времени. Так всегда было. Есть денежные премии и конкурсные исполнители, они ездят по фестивалям, зарабатывая таким образом себе на жизнь. С другой стороны, эти люди никогда не будут любимы народом и никогда не станут, как сейчас принято говорить, звездами - за редким исключением. Хотя, бесспорно, подобные конкурсы нужны, вокруг них, как правило, всегда есть необходимая зрителю атмосфера праздника и веселья.

Знал, о чем говорил Анатолий Ярмоленко. Когда он вышел на фестивальную сцену и вжарил бессмертный хит "А я лягу, прылягу", этот самый зритель буквально встал на уши от восторга. Других певцов зал принимал не так горячо, но все равно было весело. На сцену выходил Александр Пономарев - нынешняя украинская "зiрка" номер один. Пели Николай Мозговой, Ирина Дорофеева, Марина Одольская, Виктория Деменчук и другие фестивальные фавориты. Вот она, атмосфера праздника...

А вот он, заключительный день конкурса молодых исполнителей. До третьего тура из 22 участников добрались только 8 артистов. Среди них молодая солистка студии "Сябры" Гюнеш Абасова. Одиноко представляла Гюнеш белорусскую эстраду на ялтинском конкурсе и, конечно, мечтала о денежной премии. Фестиваль "Море друзей" казался г-же Абасовой очень престижным и важным в творческой жизни, поэтому в третьем туре она исполняла две песни: на французском языке сложнейшее произведение Селин Дион "Я пою". И белорусское мелодичное "Рака". Это после Николай Мозговой - председатель, или, как говорят в Украине, "голова" конкурса молодых исполнителей "Ялта-2001", - подойдет к нашей Гюнеш и скажет: "Надо было не французские, а белорусские песни петь. И девушка ты хорошая, про реку поешь. Но все у тебя еще только начинается".

В итоге "голова" и все остальные члены жюри никому не отдали Гран-при и приз в 10 тысяч долларов США. Три первых премии фестиваля разделились между 6 исполнителями, а с дипломами остались Гюнеш Абасова и артист из Болгарии Сунай Чалаков. Мы бы вам перечислили имена счастливых обладателей полупремий, но ни к чему это, ведь им только предстоит стать известными. Добавим лишь, что среди победителей есть артисты из Украины, еще раз Украины, потом Грузия - два раза, Армения и Молдова. Тем самым в Ялте еще раз подтвердилось популярное хозяйское правило: все в дом! Но в Витебске тоже так поступают.

И все-таки нас на заключительной пресс-конференции фестиваля "Море друзей" несколько смутило, как Николай Мозговой оценил витебский "Славянский базар". Говорит, немного не такой ваш фестиваль под управлением Пугачевой, которая не знает Ивасюка, а потому не заслуживает любви. Здесь необходимы поправки: г-н Мозговой - это народный артист Украины, президент украинского фонда им. Владимира Ивасюка. Г-н Ивасюк - в свою очередь, легендарный автор культовой украинской песни "Червона рута". Ну а г-жа Алла Пугачева - это сами знаете кто. Так в ответ на вопрос, не хотелось ли бы фестивалю "Море друзей", и Николаю Мозговому в частности, заполучить в Ялту примадонну, председатель жюри воскликнул, негодуя: "Я ее не хочу!" Настроения у них такие: если Пугачева - артистка из России, так и нечего ей возглавлять жюри витебского конкурса. А нам, журналистам из Беларуси, нечего радоваться "Славянскому базару". И вообще, все давно всем продались...

Можно было, конечно, и дальше вступать в дебаты, прыгать и вцепляться в лица друг друга с криком: "Где деньги?" Но мы ведь белорусочки и менталитет у нас известный. Поели, попили и домой пошли. По дороге нас то и дело догоняли молодые и пожилые исполнители песен, говорили, что обязательно в Витебск на "Славянский базар" приедут, прямо мечтают об этом и все такое. Милости просим! Все приезжайте: и те, кто знает нашего композитора Эдуарда Ханка, и даже те, кто никогда о нем ничего не слышал.

Параллельно с "Морем друзей" мы посещали и другой ялтинский фестиваль с оригинальным названием "Вместе". Его придумали несколько лет назад Сергей Соловьев и Геннадий Селезнев. Вот и мы пожимали плечами: как так спикер Геннадий Селезнев - и вдруг в культуре? Но потом, когда посмотрели развитие событий на этом телекинофоруме, перестали удивляться. Просто политика решила примкнуть к культуре на короткое время "бархатного сезона": тепло, свежо и депутаты не кусают. Только представьте, собрались знаменитые люди у белого Ливадийского дворца, чтобы вручить друг другу премии-награды телекинофорума. Еще им необходимо было раздать ключи от квартир и машин, вазы и наборы посуды. Больше всех призов досталось Дмитрию Диброву. Его "Антропологию" завидные спонсоры из компаний "Славнефть" и "Норильскникель" не уставали превозносить до небес. Дима подарки брал и говорил, что ничего нового о себе от господ спонсоров не услышал, и вообще, давно ничего нового. "Хотя своего зрителя я себе именно так и представлял", - шутил Дибров, кивая в сторону толстосумов и сгребая в охапку огромные вазы и симпатичные статуэтки.

Белорусские телепередачи высокое жюри ялтинского форума пока не отметило. Зато среди прочих судей работы телекинофорума "Вместе" оценивал профессор БГУ Борис Стрельцов, наш преподаватель, можно сказать, с факультета журналистики. И мы снова приятно удивились, как это мы все вместе - Украина, Россия, Беларусь и другие страны. Мелочь, знаете, а приятно земляка на международном форуме встретить, обняться и понимающе посмотреть друг другу в глаза: "Эх, хорошая в Ялте погода!"

Уезжать не хотелось никому, даже Дмитрию Диброву и Геннадию Селезневу. Они оба посетили банкет в ресторане "Мраморный". Было там такое ощущение, будто у г-на Селезнева день рождения, потому что тамада фуршета все приглашал и приглашал Геннадия Николаевича к микрофону. Г-н Селезнев все выходил и неустанно, с серьезным видом внушал публике: "Как важно быть вместе! Как это хорошо!" Мы, понятное дело, следили за Димой Дибровым. Он почему-то оставил в зале ресторана все статуэтки. И с пустыми руками, но в веселом расположении духа покидал банкет быстрым шагом. Кажется, еще "Червону руту" напевал, только мы не расслышали. Сбежал, бродяга!

Следующим утром симферопольское радио объявило об окончании "бархатного сезона" в Крыму. И афиши на многих этажах "Интуриста" сообщали такой текст: "Срочно! Вылет в Москву сегодня!! В 10 утра!!!" "Это не нам, слава Богу!" - радовались мы своему минскому происхождению и ходили на пляж думать.

Быть может, и чувствуется некоторый "порожняк" во всех этих фестивалях и форумах. Мол, приезжают в Крым разные там деятели искусства и культуры водки попить да на теплоходе с добрыми женщинами покататься. А с другой стороны, Крым славен великими именами: Александр Пушкин считал его колыбелью своего "Евгения Онегина", Адам Мицкевич там многое создал, Лев Толстой любил встречаться с Антоном Чеховым, и чтобы непременно в Ялте. Так вот. Пройдет еще 10 лет, а может, 20 или 30. Лучше 30. И рекламные проспекты Крыма опишут легендарные встречи в Ливадийском дворце Сергея Соловьева с Геннадием Селезневым и Татьяной Друбич. Вспомнят потомки добрым словом "антрополога" Дмитрия Диброва. Не забудут выступления на ялтинских подмостках Анатолия Ярмоленко, певца из Беларуси. И еще много знаменитых и славных имен свяжут судьбой с Крымом. И это прекрасно! К морю, господа, к "Морю друзей"!

На снимке: Гюнеш Абасова. Последний штрих перед выходом на сцену.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter