Не драниками едиными стол красив

Национальная кухня — визитная карточка страны. Выражение затертое, несвежее и почти банальное. Но...
Национальная кухня — визитная карточка страны. Выражение затертое, несвежее и почти банальное. Но — факт. Драники? О, драники! Где мачанка, верещака, крамбамбуля, кулага, сбитень, налистники? Где попробовать «товканицу» или затирку? В Бресте — увы. В приграничном городе нет ни одного кафе, которое специализируется на национальной кухне.

Вернулась из Грузии. Из кулинарного тура. Хинкали, хачапури, чурчхела... Повара ресторанов привносят в традиционные рецепты каждый свое. Готовят с авторским акцентом. С любовью. Восхищенно проводят мастер–классы. Они уверены, что кухня помогает им быть собой.

Только в нынешнем году Грузия пригласила более тысячи журналистов из разных уголков мира — показать кухню. Море, горы, цветущая магнолия — этим не удивишь. А вот кухня — главное, отношение к ней самих грузин — это да. Восхищает.

Завидую. И обидно, что на просьбу гостеприимных хозяев назвать национальные блюда нашей страны мои молодые коллеги уныло морщили лбы: «Драники!»

О том, что к чемпионату мира по хоккею должна была подняться и белорусская кухня, говорилось и писалось. Мечталось. Министерство торговли рекомендовало увеличить количество пунктов общепита, специализирующихся на традициях. Вышел замечательный фильм о белорусской кухне, изданы кулинарные книги...

И что? Голодные болельщики и директивные старания, обязавшие рестораны и кафе иметь «белорусскую страницу» в меню, с колен национальную кухню (сужу по Бресту) не подняли.

В моем городе около 300 точек общественного питания (включая уличные забегаловки). В управлении торговли и услуг Брестского горисполкома считают, что 8 ресторанов и кафе можно смело называть объектами с белорусской кухней. Остальные? А они тоже, ответили мне, включают в меню блюда из сборника белорусской кухни, утвержденного Минторгом.

Не знаю, как вам, а мне кажется странным, что к аутентичной кухне белорусских бизнесменов надо подталкивать некими директивными сборниками...

Брестский ресторатор объяснил, почему не желает подстраиваться под традиции предков. Кухня наша, по его мнению, тяжелая, блюда — жирные. «Не комильфо» в нынешней жизни с подсчетом калорий. Потому его повара готовят пиццу (ну никак не назовешь ее низкокалорийной!). Как–то неубедительно...

Общепит всегда подвергался влиянию моды. И японская еда, и итальянская, и узбекская есть в Бресте. В нынешнем году запланировано открыть «МакДональдс». Но белорусская — без особого выбора. Приезжему надо постараться, чтобы найти ресторан, в котором есть что–то, кроме драников.

Пока не получается убедить гостей, что Беларусь — это не только бульба. В стране рек и озер всегда умели готовить рыбу. Щуку, карпа, угря, форель (деревни Лососин, Лососна, речки Лоша, Лососянка неспроста имеют такие названия). А кролик? А баранина, телятина, капуста, фасоль? Сегодня Беларусь входит в пятерку ведущих мировых экспортеров молочной продукции. И по праву может называть себя сырной страной. Удивлены?

В деревнях хранят традиции намного лучше, чем в общественном питании. Но в нынешнем году кулинарный фестиваль «Мотальскiя прысмакi», который 5 лет пропагандировал местную еду, решено не проводить...

А вот пример абсурдного «воскрешения» народной еды. Частный брестский мясокомбинат выпускает колбасу под названием «Киндюк», позиционируя ее как традиционное блюдо.

Только киндюк, или кендюх, как говорят на Полесье, это совсем другая песня. Традиционный киндюк круглый или овальный. Крупные куски мяса утрамбовываются в свиной желудок или в мочевой пузырь. Но не в тонкую кишку.

Можно, конечно, находить оправдания процессу забвения некогда популярных блюд. Можно директивно обязывать рестораны и кафе делать национальную страничку в меню. Но почему нельзя любить еду, которую умели готовить наши предки? Наша кухня намного интереснее и богаче, чем принято считать.

Страны–соседки делают упор на своих блюдах. В Украине, Литве, Польше можно встретить такие заведения практически на каждой улице. Почему у нас не получается?

Ведь даже государственная политика в сфере внутренней торговли и общепита на 2011 — 2015 годы предусматривает открытие объектов, отражающих колорит и самобытность нашей еды. А белорусских кафе и ресторанов не прибавляется, и не только в Бресте.

Возможно, государство должно мотивировать рестораторов открывать такие заведения. Налоговыми льготами, информационной поддержкой (почему бы не организовать кулинарный пресс–тур поначалу для национальных СМИ?).

...В общем, у меня не получилось объяснить грузинам, отчего многие белорусские рестораторы игнорируют старинные крестьянские и шляхетские поварские традиции родной страны. Может, вы знаете ответ?

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия №146 (24529). Вторник, 5 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter