Жители деревни Непли до автобусной остановки идут 6 километров

Не доехать, но дойти

Представьте: вы живете в местности, которую пригородный рейсовый автобус навещает три раза в неделю. Но вам общественный транспорт нужен все пять трудовых дней. Поэтому вы идете на другую остановку, что в шести километрах. На такой «трансфер» уходит около часа. Сумерки, дождь или жара, а вы шагаете битый час, и ни души вокруг. Примерно так корреспондент «Р» добиралась из деревни Непли в Брест. 

Деревня Непли Брестского района граничит с Польшей. И находится всего в двенадцати километрах от главной площади Бреста. Благодаря выгодному местоположению в ней многие мечтали ухватить лакомый кусочек земли. Оно и понятно: близость к городу, природа и всегда под охраной пограничников. 

Но есть и минус — невнятное транспортное сообщение. Из Бреста автобусы наведываются в Непли по понедельникам, средам и пятницам. Сельчане неоднократно поднимали вопрос расписания на собраниях. Например, на мартовском сходе, на который пришли около 50 человек, единодушно и в очередной раз подписали прошение об улучшении транспортных условий. 

— Люди просят, чтобы транспорт курсировал ежедневно утром, вечером и в обед, — уточняет председатель Клейниковского сельисполкома Елена Мельник. — Не только для личного удобства взрослых. Сельчане обеспокоены безопасностью детей — в деревне проживает двадцать несовершеннолетних. Некоторые из них учатся в брестских школах, кто-то ходит в кружки по интересам в Клейники. Отпускать детей одних родители не решаются, забирать их среди дня не получается.     

Соседние Клейники намного больше Неплей. Как раз здесь, в шести километрах от неплевской остановки, желающих выехать в Брест забирает брестская маршрутка № 20. Здесь же останавливается городской автобус № 22. 

Неплянцы жалуются, но власть не спешит реагировать. Припоминают, что в 2011—2012 годах в качестве эксперимента пускали городскую маршрутку до этой деревни. Месяцами водители ездили вхолостую, потому заезд отменили. 

В деревне этот опыт тоже помнят и все равно приглашают к дискуссии. Во-первых, о проведении эксперимента тогда люди узнавали случайно. Во-вторых, за пять лет населенный пункт вырос почти в два раза и сейчас здесь проживает 81 человек. 

Увы, транспортная связь формируется не только исходя из пожеланий граждан. Существует система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, в том числе в области транспорта. 

— Минимальный социальный стандарт по Неплям мы выполняем, — приводит встречный аргумент начальник отдела экономики Брестского райисполкома Илья Бандровский. — Деревня подпадает под категорию населенных пунктов с количеством дворов свыше десяти. Транспортная связь с райцентром должна быть обеспечена не менее двух дней в неделю по два оборота. У нас — три по два оборота.

Стандарт также предусматривает, что населенные пункты с количеством дворов более десяти, расположенные на расстоянии до трех километров от ближайшей автобусной остановки, считаются охваченными автобусным сообщением. Мы уже говорили, что от Неплей до Клейников шесть. До деревни Теребунь, что в противоположной стороне, как раз чуть-чуть менее трех. Минимум соблюден. 

Стоп! Если клейниковской «двадцатке» делать петлю долго, может, попытать удачу с маршруткой № 222? Она ездит в Теребунь не так часто, но это лучше, чем ничего.

— В принципе, это возможно, — отвечает Алексей Жогал, руководитель КТУП «Брестгортранс», в чьем ведении находится сеть маршрутных такси экспрессного сообщения Бреста. — Однако такое решение принимается комиссией по координации пассажирских перевозок при горисполкоме. Мы имеем дело с нестандартной ситуацией, когда городская маршрутка должна покрывать пригород. Вопрос в формировании тарифа. Перевозка пассажиров должна быть окупаемой. Чтобы это проверить, нужно пробовать месяц-другой.

Алексей Николаевич приводит пример: в мае—июне «Брестгортранс» изучает потребительский спрос на изменение маршрута экспрессного сообщения № 23 — с заездом в пригородную деревню Заболотье. По будням шесть раз в день и пять раз в выходные дни. Если услуга будет востребована, ее могут сделать постоянной. Как, например, было с маршруткой № 6, которая заезжает в Малые Косичи, и № 7 — в Черни.

Так могут ли люди рассчитывать на помощь гостранспорта? Скорее, нет: весной этого года закрыли маршрут Брест — Малые Косичи. В прошлом году он принес 130 миллионов рублей убытка. Перестал работать маршрут Брест — Новосады, вдвое сократили Брест — Щебрин. В совокупности автобусным паркам Бреста и Каменца Брестский район, чтобы покрыть убытки 2015 года, возместил бюджетных 3,6 миллиарда рублей. «При этом себестоимость проезда в государственном автобусе примерно в два раза выше, чем в коммерческом», — анализирует Илья Бандровский. 

В то же время коммерческий транспортный оператор не дремлет. Индивидуальные перевозчики начинают предлагать клиентам льготы, какие тем предлагает государство. Пенсионерам — билет за полцены, инвалидам — бесплатный проезд. Детям — гарантированная скидка. 

А что будет с неплянцами? В райисполкоме говорят: около полугода назад к ним обращался перевозчик-частник. Говорил, что хочет наладить сообщение Брест — Непли. Заинтриговал. Но пока ничего не сделал. Вспоминая известное выражение про гору, которая не шла к Магомету, может, пришло время конкретизировать ситуацию. Люди-то ждут.

Пока верстался номер


Стало известно, что владелец маршрута № 222 готов обеспечивать заезд в Непли два раза в день. Правда, работать начнет он не раньше третьей декады июня.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter