Не до отдыха!

Быть или не быть... туристами? На этот почти гамлетовский вопрос нашим полемистам наверняка помогут ответить читатели...

«Чую: отпуском пахнет!» — воскликнул один из ведущих рубрики, набравшись впечатлений на традиционной выставке туристических услуг. И с восторгом рассказал своему оппоненту, что, судя по ажиотажу вокруг стендов туроператоров, мало кто даже в условиях кризиса собирается жертвовать своим летним отдыхом. «На солнце, море и оздоровлении умные люди не экономят!» — такова твердая позиция заядлого туриста.


Но, как всегда, свое мнение имеет другой спорщик, убежденный, что в кризисное время думать об отдыхе и бездельничать — по меньшей мере неразумно. «Народ задумался: а стоит ли тратить немалые деньги на пустое времяпровождение?» — такой была одна из его реплик.


Итак, быть или не быть... туристами? На этот почти гамлетовский вопрос нашим полемистам наверняка помогут ответить читатели.


За


Рано трубить отбой


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, сторонник моратория на релаксацию:


— Я зачитался было красочным буклетом турфирмы, сглотнув слюну, пробежал глазами зазывные строчки о незабываемом отпуске в Турции и... наткнулся на полный укоризны взгляд харизматичного парня в героическом черном берете. С яркого стикера на компьютере на меня испытующе смотрел легендарный Че Гевара: «Устал — отдохни. Но после этого ты уже никогда не будешь бойцом революции». Мне стало стыдно...


А как у тебя с этим чувством, Роман? Разве не гложет совесть, когда прикидываешь планы на отпуск? Во всем мире люди — от министров–капиталистов до простых отцов семейств — напрягают извилины и мускулы, преодолевая последствия экономического кризиса. А ты — в кусты? На волю, в пампасы? Что будет, если все вот так возьмут и просто слиняют на пляжи да рыбалку? Представь: коварный вирус, поразивший экономику планеты, не дремлет, мутирует, а пролетарии и олигархи всех стран греют пузо на солнышке... Форменный апокалипсис!


Признаться, был удивлен, услышав из уст представителя Минспорта и туризма, что спрос на отдых в дальних странах у белорусских туристов в январе — марте оставался высоким. К тому же эксперты прогнозируют относительно небольшой спад рынка туруслуг — всего лишь процентов на 15 по сравнению с прошлым летом. Странно... Неужели мы теряем бдительность? Или так страшно переутомились?


Вообще, есть у нас странный обычай: только лишь выходим из отпуска на работу, а уже ноем, жалуемся, как устали, как опять хочется на пляж да на озера. Мы что, Роман, все поголовно пашем по 24 часа в сутки? Отчего тогда в учреждениях уже в 18.00 пустые коридоры, на дорогах пробки из–за автолюбителей, возвращающихся на домашние диваны, а работа в выходные расценивается чуть ли не как стахановский подвиг? Казалось бы, самое время собраться с силами, мобилизоваться, брать дополнительные нагрузки, крутиться, подрабатывать, чтобы как–то компенсировать потери в зарплате, о которых так все с января плачут. Ан нет! Грустные разговоры о кризисе, росте цен и девальвации мы успешно сочетаем с грезами об отдыхе. «Здесь мерилом работы считают усталость», — эти строки из старой песни «Наутилуса», к сожалению, до сих пор актуальны. Но не пора ли наконец объявить мораторий на дуракаваляние где–нибудь в санатории?


Впрочем, не только «кризисный» аспект заставляет меня удивляться нынешнему отпускному буму. Сам не раз убеждался: процесс подготовки к так называемому летнему отдыху, да и сами вояжи — тяжелый и неблагодарный труд. Только никто тебе его не оплачивает. Наоборот, ты сам становишься скромнее в желаниях и потом вынужденно живешь на макаронах, одалживая до далекой получки.


Не хочется даже думать об анкетах, «шенгенах», необходимости доказывать какому–нибудь евроклерку, что я вовсе не собираюсь под видом туриста оставаться с семьей в его бывшей соцстране, чтобы жить в подвале с нелегалами–эфиопами и мести мощеные узкие улицы. Воротит от перспектив нарваться на пафосную турфирму или высокомерного менеджера, норовящего «впарить лоху» 10 дней в убогом бунгало. Недосуг мне маяться в очередях за ж/д билетами, изнывать в душных вагонах и автобусах, которые вот–вот могут сломаться. «Дешевый и сердитый» якобы отдых, который я, как и большинство соотечественников, теоретически как бы могу себе позволить, не стоит моих драгоценных нервных клеток. И дело не только в загранпутешествиях. Не вижу резона и в отечественной «лотерее»: повезет — не повезет с погодой, похолодает или потеплеет? Какой смысл терпеть вечно пьяных или обкуренных попутчиков, портящих впечатление от любого Парижа или Амстердама? А еще есть утомительные очереди на таможнях, сюрпризы экзотической кухни, толкотня в крымских харчевнях... Из экзотических стран к тому же приходят новости о всяческих эксцессах. За полный пакет рисков и вымотанных нервов платить сотни у.е.? Сам не буду и другим не рекомендую участвовать в этой ярмарке тщеславия на последние деньги. Не лучше ли вложить «заначки» в полезные для семьи проекты? Оплатить учебу детей (абитуриентское сражение на носу!), купить абонементы в тренажерный зал или бассейн, обновить гардероб. И со спокойным сердцем, без нервотрепки — работать...


И еще. Рано трубить отбой. Кризис — это жесткая конкуренция и риск. Риск, вернувшись на работу с загаром, вмиг побледнеть от догадки, что тебе нашли замену. Ничего личного. Просто тебя не было в трудную минуту, и коллегам подставил плечо другой «боец революции». Кстати, как там море? Уже теплое?


Против


Воткни себя в розетку...


Роман РУДЬ, уставший от кризиса:


— Молодец, Андрей, все правильно сказал. Теперь отдавай подушку. За одеялом я завтра зайду, а диван заберу в субботу. Все это, как я понял, тебе больше не нужно. Если ты решил обходиться без отдыха, то и без сна как–нибудь проживешь. Еще рекомендую жить стоя, не присаживаясь: так ты будешь устойчивее к различным невзгодам. Не позволяй себе расслабиться, потому что проблемы склонны подкрадываться исподтишка... Проживи вот так, на взводе, каких–нибудь полгода, и ты увидишь меня с апельсинами в дверях твоей больничной палаты — приду навещать товарища, тяжело травмированного отказом от отдыха.


А теперь серьезно скажу. Как ты понял, я имею в виду, что отдых — такая же необходимая (читай — физиологическая) потребность нашего организма, как дыхание, сон и пища. Прости за прописные истины, но даже самый стойкий человек без отдыха теряет трудоспособность, поэтому законный отпуск — залог твоей продуктивной работы на год вперед. Я думаю, что трудоголизм не зря сравнивают с пьянством: запойно работающий сотрудник выходит из строя не реже, чем алкоголик.


Ты предлагаешь не идти в отпуск, чтобы... побороть мировой кризис? Мне не послышалось? А как смотришь на идею не дышать, чтобы немножко сэкономить кислород на планете?


Наоборот, как раз в лихие времена нужда в отдыхе обостряется. Согласись, мы прожили тяжелую осень и трудную зиму... в психологическом смысле. Минувший праздник Нового года был первым на моей памяти, который люди отмечали без особого удовольствия, но с явным напряжением: мол, что готовит нам 2009–й? Паникеры пророчествовали, что уже к марту мы скупим все запасы мыла и спичек, а в апреле останемся без зарплат — в одних долгах и с пачкой гречки в заначке. К нашим тревожным слухам добавлялась мощная информационная волна с Запада — десятки сообщений о «кризисных» самоубийствах и массовых увольнениях. Это было крайне утомительное занятие — втягивать головы в плечи и ожидать, что нас тоже вот–вот накроет... После такой эмоциональной встряски без отдыха никак. Вот поэтому, когда пришла весна и мрачные прогнозы не подтвердились, народ хлынул на апрельскую туристическую выставку. Наш департамент по туризму с удивлением отмечал, что ее посетили на 10 процентов больше людей, чем в прошлом году. А ничего удивительного нет — мы достаточно (как никогда раньше) устали от кризисных тревог и волнений. Время отдыхать... Но — умеючи.


Ты прав, бывает такой отпуск, после которого ощущение, будто отдыхал с киркой в каменоломне. Обычно так получается, если траты на отпуск планируются по остаточному принципу: мол, сначала починю машину, потом застеклю балкон, затем справлю жене новые сапоги — а уж потом отправимся туда, куда денег хватит. Вот после этого, обжегшись на курортной дешевизне, человек на воду дует... да что там дует — плюет на теплые воды приличных мест отдыха, полагая, что там тоже толчея, сервис никакой и сплошное мучение, но дороже. Останусь–ка, говорит, на рабочем месте, у станка... Мне приходилось видеть несчастных, которых грамотные начальники чуть ли не силком оттягивали от этих станков, насильно выпихивая в отпуск. Потому что грамотный начальник знает: специалист без отпуска — как разряженный мобильник. Вроде звонит, но говорить уже нельзя — вот–вот экранчик погаснет... Уходя в отпуск, ты будто бы ненадолго включаешь себя в розетку, заряжаешь севший за год аккумулятор. Пользуясь случаем, похвастаюсь своим рецептом отпускной «подзарядки»: деньги на отдых следует откладывать понемножку в течение всего года, а отпуск планировать на июнь или сентябрь. Когда достаточно тепло, но нет июльско–августовского пляжного ажиотажа, нет пиковых цен, нет нервотрепки с билетами — всего того, что способно испортить тебе настроение и здоровье. Кстати, и удушающей жары нет, отчего приморская адаптация проходит очень быстро, как и реадаптация, — не приходится заново привыкать к нашему климату после каких–нибудь субтропиков...


Более всего меня удручает, что подобные тебе люди считают отказ от отдыха чуть ли не признаком трудовой доблести. Один так и говорил, пытаясь расправить давно опущенные плечи: «Я уже пять лет пашу без отпусков! Деньгами беру!» Пришлось покивать: «Да, есть повод для стыда...» А он–то считал, что это повод для гордости. Обиженно ушел, показав мне преждевременно ссутулившуюся спину...


Огромная часть нашей жизни подчинена зарабатыванию денег и проходит в ужасном однообразии. Почему бы раз в году не разбавить эту обыденность поездкой к морю — туда, где «огромный шар солнца тает в волнах, и еле видимый свет, словно от свечи, горит где–то в глубине...»? Помнишь, в одном хорошем фильме говорили: «Там, на небе, только и разговоров, что о море... А что скажешь ты?»


Неужели и на том свете ты будешь уныло талдычить про свой станок?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter