По всей стране прошел единый урок «Ола — сестра Хатыни»

Не дадим такому повториться

Инициаторами проведения такого мероприятия стали Министерство образования и Гомельский облисполком. Именно на юго-востоке страны 80 лет назад произошла одна из самых кровавых трагедий Великой Отечественной войны. 1758 стариков, женщин, детей были сожжены и расстреляны нацистами в деревне Ола. Рассказы о геноциде белорусского народа, Хатыни и других деревнях, так и не восставших из пепла, корреспонденты «Р» слушали вместе с учениками гомельской гимназии № 14.

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сейчас, когда подвиг нашего народа ставится под сомнение, мы делаем все, чтобы те, кто до сих пор считает, что Гитлер «нес славянам цивилизацию», усвоили истину. В глазах врага белорусы, украинцы и русские не были людьми. Фашисты пришли на наши земли, чтобы по приказу фюрера найти «человеческий материал», который будет возделывать поля и кормить великую германскую нацию».

На церемонии открытия мемориального комплекса «Ола», 21 июня 2020 года

Современному подростку сложно осознать, что такое бесчеловечное отношение к народу вообще могло существовать. В неволе оказались больше 7 миллионов белорусов. 

Светлана Книга, учитель истории.

— Истреблять мирное население руководство нацистской Германии своей армии разрешило любыми средствами: отбирать продовольствие и скот, заставлять много и непосильно работать, изнурять голодом и холодом, распространять эпидемии, расстреливать, вешать, сжигать... — слова учителя истории Светланы Книги гимназисты слушали затаив дыхание. 

Из-за количества отметок на местах сожженных деревень на карте почти не видна Беларусь. За 1941—1944 годы оккупанты провели на территории страны не менее 187 крупных карательных операций. К 14 января 1944-го нацисты были просто озверевшими: все их планы разрушены, Красная армия настойчиво и успешно вытесняла захватчиков из страны. И напоследок немцы, казалось, жестоко мстили от бессилия и злобы. 

Деревушка Ола Паричского района (сегодня это Светлогорский) оказалась в прифронтовой зоне. Она находилась в глухой местности, потому сюда в надежде спрятаться от карателей пришли люди из 12 соседних деревень. Говорят, в каждой избе жили по 30—40 человек. 


В 6 часов утра 14 января 1944 года деревню окружил немецкий карательный отряд. Под выстрелы и лай собак всех жителей согнали в большой колхозный сарай. Тех, кто пытался бежать, расстреливали. Из сарая людей забирали группами, заталкивали в дома и поджигали. Тех, кто выбегал из пламени, убивали. Спаслись единицы. Навеки под пеплом остались 1758 человек, из них 950 детей, 508 женщин, 100 мужчин, 200 стариков. Ола не дожила до освобождения всего две недели… 

Сегодня здесь находится мемориал. Одиннадцатиклассница Ульяна Громыко, побывавшая там недавно, призналась:

— Когда идешь по центральной улице сгоревшей Олы, будто слышишь крики погибших здесь людей. И даже не до конца можешь представить, какой ужас они испытывали. 

Пятиклассница Настя Браим читала на уроке пронзительное стихотворение от лица маленькой девочки, которую вот-вот убьют нацисты. Ее старшая сестра Саша, ученица 11-го класса, чуть сдерживала слезы:

— Там ведь погибло много таких же детей и подростков, как мы. И они видели, как убивают их родителей, братьев и сестер, они понимали, что никогда уже не смогут стать врачами, учителями, что все их планы перечеркнуты. Неужели кто-то, кто хоть раз слышал об Оле или Хатыни, может оправдывать нацизм? Мы — нет. Мы будем помнить о том, что пришлось пережить белорусам, и не дадим такому повториться.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter