Не будем говорить друг другу комплименты

В одном из читательских писем обнаружил довольно любопытный пассаж.
В одном из читательских писем обнаружил довольно любопытный пассаж. Инженер В.Олеховский из Минска пишет, что "неудовлетворен статьей "Как искать, чтобы не найти", опубликованной 23 мая в "Колонке редактора". Владимир Александрович считает, что "автор чрезмерно сгустил краски". "Конечно, - размышляет читатель, - правительство надо критиковать, но следует учитывать нелегкие условия, в которых оно работает..." Далее идет перечисление "условий" - отсутствие сырьевой базы, тяжелое наследство после распада СССР, изоляционистская политика западных кругов, последствия чернобыльской аварии...

Я отложил письмо в сторону и подумал, что к этим, безусловно, справедливым аргументам не мешало бы добавить еще и то, что зимой бывает холодно, а летом - жарко.

На заре армейской молодости проводил я во взводе политзанятия, которые требовали любую тему начинать словами: "В это особенно тревожное время!.." и заканчивать: "Но наш карабин - лучший в мире!.." Еще методика рекомендовала перечислять насущные проблемы (подворотнички, тумбочки, самоволки и т.д.), а на самые острые вопросы аудитории иметь универсальные, одобренные замполитом роты, ответы. Солдаты слушали, дремали и, как я тогда смутно подозревал, думали о своем. Что "дембель" неизбежен... Когда через два-три часа после этого меня самого по такой же методе образовывали уже в батальонном масштабе - то, помнится, тоже очень тянуло смотреть на часы.

Особого желания полемизировать с читателем, решившим "защитить правительство", не испытываю. Тем более что газета на правительство и "не нападает".

Дело в другом.

Общественное мнение все громче заявляет о серьезной неудовлетворенности работой исполнительной власти. Людей беспокоят рост цен, плохое качество продуктов, забитые заводские склады, низкий уровень сервиса, запущенность колхозов и распущенность молодежи.

Все это, как говорится, секреты Полишинеля.

Конечно, можно и далее повторять заклинания "о развалившемся СССР" и отсутствии угольных шахт. Но что это изменит? Заклинания все менее сопрягаются с логикой. Ведь не повлиял дефицит буровых на квалификацию врачей, например, или учителей. Зато общество ежедневно наблюдает стагнацию уважаемых машиностроителей и профнепригодность менеджмента летящей под откос легкой промышленности. При чем здесь события далекого августа 1991 года?

Смотреть на мир открытыми глазами и называть вещи своими именами очень полезно.

Политика Президента создала для продвижения страны базовые условия. Во-первых, сдана в архив губительная битва законодательной и исполнительной властей, во-вторых, исчезло навязанное было межнациональное напряжение, в-третьих - объявлена настоящая война коррупции... Есть еще и четвертое, и пятое. Можно, однако, не продолжать. Страна, действительно не имеющая ресурсов, получившая в наследство обломки ВПК, оказалась тем не менее в достаточно перспективной стартовой позиции. Кое-что уместно перечислить.

Общественная стабильность, твердая власть, управляемость, высокий интеллектуальный потенциал населения, квалифицированные специалисты, трудолюбивое и дисциплинированное крестьянство, гармоничная политика в отношениях с Россией.

Это ли не благоприятные предпосылки для развития?

Собственно говоря, они наглядно реализованы в социальной сфере и государственной поддержке баланса общественных интересов.

Но ожидания, точнее потребности, общества усиливаются. Полагаю, что расшифровывать эту фразу не имеет смысла. И потому возникает закономерный вопрос: насколько политическая деятельность Президента подкреплена содержательной работой в сфере экономики? В конце апреля при отчете правительства по итогам работы за первый квартал А.Лукашенко дал недвусмысленную оценку "провалу" выполнения прогнозных показателей.

Некоторые комментаторы расценили это как рассчитанную на публику "порку". Мне такой вывод представляется скольжением по поверхности. Увольнение нескольких крупных руководителей отнюдь не "пи-ар"-акция. Пофакторный анализ работы правительства показал, что многие начальники просто не готовы к нетривиальным решениям, довольствуются достигнутым и вслед за нашим читателем даже среди ночи готовы к перечислению не дающих как следует развернуться "объективных" причин.

...Судя по всему, руководители правительства восприняли решения Президента остро. Об этом можно судить хотя бы по принятому "Комплексному плану мероприятий". Это не только реагирование на критику, но и наглядная демонстрация административных возможностей. На слове "административных" я задержу внимание читателей. 19 страниц "Комплексного плана", содержащих 88 "мероприятий" (на мой "невооруженный" взгляд - достаточно системных), вызывают и определенные вопросы к разработчикам документа. Буду рад ошибиться, однако трудно избавиться от впечатления, что в основном акцент делается на административный ресурс: приказ - исполнение - контроль. Но эти управленческие принципы, как известно, могут стать эффективными лишь при "задействовании" экономических механизмов. В "Комплексном плане" они "прописаны" чрезмерно тонким абрисом. Традиционность проявилась еще и в том, что наиболее "непопулярные решения" - в сфере оплаты труда, льгот, проблема медикаментов - т.е. мероприятия, связанные с возможной негативной общественной реакцией, - "отсылаются" Президенту.

Опять желание укрыться за широкими плечами?

А ведь именно об этих тенденциях и шла речь в статье "Как искать, чтобы не найти". Напомню ее содержание. Около двух лет назад Минздрав инициировал переговоры со Всемирным банком по получению т.н. "связанного" кредита. Вкратце суть этой финансовой операции заключалась в следующем. Банк под проценты предлагает стране для "борьбы с туберкулезом и СПИДом" определенную кредитную сумму, предусматривая при этом зашифрованный механизм "отката" денег. Попросту говоря, банк одной рукой давал кредит, другой - отбирал: через выплаты гонораров гастролерам-лекторам, организацию семинаров и т.д. Если отбросить в сторону эвфемизмы, то надо признать, что, давая такой "кредит", банкиры инвестировали производителей-соотечественников и своих ученых. Под белорусские проценты! Эти трюки не новы, более того, характерны для банковской стратегии: под дымовой завесой актуальных гуманитарных программ извлечь собственную прибыль. Но люди, занимавшиеся с нашей стороны "проработкой" кредита, этого "механизма" почему-то не увидели. У предложенной банком схемы оказалось много приверженцев. Среди тех, кто подписывал либо визировал официальные письма, одобрявшие невыгодный кредит, можно найти фамилии бывшего главы Администрации М.Мясниковича, бывшего вице-премьера В.Долголева, бывшего тогда вице-премьером правительства Г.Новицкого...

Вот о чем была статья, уважаемый читатель В.Олеховский. Ссылки на "объективные", мешающие работать причины сегодня выглядят совсем-совсем неубедительно. С тех, кому много дано - от правительства, - мы вправе много спрашивать. Даже одна дискуссия вокруг злополучного кредита убеждает, что эффективная работа, адекватная реакция на новые проблемы, успешная конкуренция на внутренних и внешних рынках - все это для многих наших управленцев китайская грамота.

Молчать об этом? Значит, уподобляться страусу...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter