Не бросать мусор на ветер

Законодательство об обращении с отходами будет улучшено

Белорусское законодательство об обращении с отходами необходимо усовершенствовать

В Мостах Гродненской области состоялось выездное заседание коллегии Минприроды, где обсужден ряд вопросов, касающихся усовершенствования системы управления твердыми бытовыми отходами.

Представители министерства, местных исполнительных комитетов, руководители потребительских обществ, жилищно-коммунальных служб, природоохраны собрались здесь не случайно. В Мостах в рамках проекта международной технической помощи ЕС/ПРООН создана образцово-показательная модель обращения с бытовыми отходами. Установкой крупногабаритных контейнеров и контейнерных площадок для раздельного сбора мусора не ограничились — в школах введены экоуроки и информационные часы, проводятся встречи в трудовых коллективах, в местном кинотеатре организован показ тематических видеороликов. Ноу-хау этого экологического проекта — биоразлагаемые компостеры для домашнего использования. Они установлены на 920 частных подво-рьях Мостовского района. Однако так далеко не везде.

Да, проблема обращения с отходами у нас существует, и в этом отношении республике следует перенимать опыт европейских стран. Например, в том же Гродно до сих пор нет завода по сортировке мусора, хотя его строительство планируется уже много лет. Также важно постепенно изменять сознание людей в сфере обращения с бытовыми отходами. Как подчеркнул заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, система управления отходами — это комплексная проблема, объединяющая управленческие, технические, финансовые, социальные и психологические аспекты. Важным направлением в сфере обращения с вторичными отходами является внедрение новых технологий переработки, в том числе для получения тепла и энергии.

Как рассказал заместитель председателя Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Поляков, сейчас большое внимание уделяется предотвращению захоронения вторичных материальных ресурсов (ВМР). Контроль осуществляется в рамках проведения проверок субъектов хозяйст-вования, включенных в координационный план надзорной деятельности, предусмотренный Указом Президента Беларуси от 16 октября 2009 года № 510 «О совер-шенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь», при проведении мониторинга объектов захоронения с целью недопущения захоронения ВМР.

Проверки показали, что существующие механизмы сбора вторичных ресурсов не позволяют в полном объеме выполнить нормы действующего законодательства и требуют дальнейшего совершенствования. Так, на каждые два обследования объектов захоронения отходов в Минской области фиксировался один факт захоронения ВМР. В Брестской области один такой случай приходился на три обследования, в Гродненской — на 4,5 проверки, в Могилевской, Гомельской и Витебской областях — на каждые 5 контрольных мероприятий.

Таким образом, в среднем при осуществлении контроля по выявлению случаев захоронения ВМР за четыре проведенных обследования выявлялся один факт захоронения вторичных ресурсов. За шесть месяцев текущего года Минприроды проведено 4013 контрольных мероприятий на объектах захоронения отходов (полигонах и мини-полигонах твердых коммунальных отходов). В ходе обследований выявлено 937 фактов захоронения ВМР. За нарушение законодательства в области обращения с отходами наложено штрафов на сумму 659,3 миллиона рублей.

По итогам коллегии принято решение обеспечить разработку технического нормативного правового акта, комплексно регулирующего вопросы организации раздельного сбора, хранения и перевозки коммунальных отходов. По словам первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виталия Кулика, сейчас порядок раздельного сбора коммунальных отходов определен инструкцией по организации раздельного сбора, хранения и перевозки коммунальных отходов (утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси от 30 июля 2003 года № 26. — Прим. «Р».). Однако данный документ не устанавливает виды и типы контейнеров для раздельного сбора отходов, относящихся к разным наименованиям (пластмасса, бумага и другие). В документе также не определены условия эксплуатации контейнеров.

Кроме того, в белорусском законодательстве об обращении с отходами не прописана методика расчета процента охвата населения раздельным сбором, в связи с чем показатель эффективности внедрения раздельного сбора коммунальных отходов, установленный Министерством жилищно-коммунального хозяйства, является недостаточно объективным, не отражает реальной ситуации и представляется завышенным. Так, например, при общем количестве контейнеров для раздельного сбора отходов на 1000 жителей в Витебской области — 3,9 контейнера, в Гомельской области — 3,6, в процентном отношении — 68,6 и 84. При этом согласно расчетам наибольшее количест-во извлеченных вторичных материальных ресурсов на 1 контейнер приходится на Минск (25,1 тонны), Гродненскую и Брестскую области (18,3 и 17,9 тонны).

Также на совещании затронут вопрос о закупочных ценах на некоторые виды вторичных материальных ресурсов. Зачастую они слишком низкие, чтобы в достаточной мере стимулировать население к сдаче таких отходов в заготовительные пункты вторсырья. Например, закупочная цена одного килограмма ПЭТ-бутылки составляет около 300 белорусских рублей. Учитывая вес одной бутылки, в среднем 25 граммов, люди неохотно сдают такие отходы в приемные пункты. По данным Белкоопсоюза, объем пластмасс, собранный у населения посредст-вом заготовительных пунктов, значительно уступает объему макулатуры, стекла и текстиля, закупочные цены на которые выше. В свое время подняли закупочную цену на металлолом, и сейчас ненужную «железку» днем с огнем не сыщешь.

Сегодня в Беларуси действует достаточное количество заготовительных пунктов вторсырья — их более тысячи. Здесь у населения принимают макулатуру, пластик, стекло, текстиль и отправляют все это на предприятия по переработке отходов. Там отходы превращаются в доходы. С увеличением поступлений вторичных материальных ресурсов в приемные пункты сокращаются и объемы захоронений ВМР в стране. Сбор вторсырья также позволяет экономить на его доставке к местам захоронения и получать экономическую выгоду от вторичного использования. Больше всего заготовительных пунктов Белкоопсоюза организовано в Гомельской области (131 пункт), при этом только 3 % — передвижные. В Могилевской области организовано 92 пункта приема, 22 % из них — передвижные.

— В ближайшее время цены на вторсырье планируется пересмотреть, чтобы люди более охотно несли его в заготпункты, — рассказал первый замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виталий Кулик. — Помимо этого, для привлечения большего числа граждан к сбору ВМР следует изменить и подходы к расположению пунктов приема вторичных ресурсов. Они должны работать по максимально удобному для граждан графику и находиться в непосредственной близости к жилым кварталам.

Кроме норм и положений природоохранного законодательства в части недопущения захоронения ВМР на полигонах, в Налоговом кодексе Беларуси (статья 205) введена ставка экологического налога за захоронение отходов, содержащих ВМР, которая в 50 раз превышает ставку экологического налога за захоронение отходов 4-го класса опасности. За шесть месяцев текущего года повышенная ставка экологического налога применялась 76 раз. Больше всего нарушений выявлено в Минске — 35, меньше всего в Гомеле — 1. Но это означает только то, что механизмы по недопущению захоронения ВМР отслеживаются не в полной мере.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter