«Не бояться честных разговоров…»

Прямой диалог с горожанами — такая стратегия доказывает свою эффективность в Витебске

Прямой диалог с горожанами — такая стратегия доказывает свою эффективность в Витебске

Чем больше хороших дел происходит в городе, тем больше… обращений и предложений поступает от населения. Скажете, что это парадокс? А вот и нет. Сотрудники Витебского горисполкома за последние два года убедились: это хороший знак.

— Как только в областном центре начались коренные преобразования в сфере жилищного строительства, капремонта жилфонда и благоустройства, горожане сразу оживились, — рассказывает заместитель председателя Витебского горисполкома Владимир Терентьев. – Понять их можно – у людей появилась возможность сравнить. Конечно, это замечательно, когда жители видят и ценят красоту, порядок и хотят внести свой вклад в преображение города на Двине.

Одним словом, в коридорах местных органов власти стали встречаться неравнодушные посетители, которые неизменно начинали свою речь со слов: «Вот на соседней улице (во дворе, доме) сделали. А почему у нас нет?!» Конечно же, одновременно навести порядок повсеместно невозможно, даже несмотря на возросший энтузиазм людей. А потому пришлось в срочном порядке совершенствовать методы работы с населением: обеспечивать его максимальной информацией, давать возможность организации участвовать в городских и дворовых субботниках, вносить предложения, получать консультацию специалистов.

По словам начальника отдела гор­исполкома по работе с обращениями граждан Владимира Воробьева, сейчас руководители и специалисты всех служб и ведомств особое внимание уделяют именно работе с гражданами. Такое общение обоюдополезно, а потому нельзя сказать, что время на диалог с населением тратится понапрасну. Зачастую горожане не только подсказывают нужные адреса вложения сил и средств, но и предлагают полезные идеи, касающиеся их максимально рационального и удобного для жителей использования.

Благодаря еженедельному дежурству в общественных приемных, выездным встречам (их количество возросло в два раза), «прямым и горячим линиям», совместным акциям с газетами, радио и телевидением, выездам информационно-пропагандистских групп и другим мероприятиям количество обращений в горисполком, бесспорно, хоть и незначительно, но возросло. Только по Интернету ежемесячно принимается от 50 до 70 предложений, просьб, вопросов. Для человека, согласитесь, очень удобно и необременительно зайти на сайт мэрии, оставить вопрос (при желании анонимный) и точно так же, онлайн, получить ответ специалиста. Поэтому статистика вовсе не огорчает, наоборот, показывает возросшую степень доверия к органам местной власти. Как результат, количество тех людей, которые ищут поддержку в более высоких инстанциях, неуклонно сокращается. Для того, чтобы эта тенденция продолжалась, делается все возможное.

Наконец-то обезболена в Витебске проблема устройства лиц без определенного места жительства, по поводу чего также поступало немало жалоб. В ноябре здесь открыт городской центр временного (ночного) пребывания граждан. Его назначение – оказание социальной помощи и содействия людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Все желающие получат работу, нетрудоспособных обеспечат путевками в дома-интернаты.

Зачем теперь писать письма, скажем, в Минск, если председатель горисполкома Виктор Николайкин дважды в месяц проводит личный прием граждан, столько же – «прямых линий». Совместный прием ведут депутаты горсовета, зампреды, главы администраций и руководители служб. На «проблемные» предприятия незамедлительно выезжают руководители города и на месте, не ожидая жалоб и заявлений, разбираются в причинах низкой зарплаты, непонимания между трудовым коллективом и начальством, а также других вопросах.

Исключение из правил – так называемые профессиональные жалобщики. Те, кто жить не может без кляуз, разбирательств, комиссий и других «греющих душу» моментов. Владимир Терентьев считает, что пришло время в отношении таких людей предпринимать определенные меры воздействия. Конечно, нет смысла привлекать к ответственности искренне заблуждающегося человека, обивающего пороги до тех пор, пока ему не смогут-таки доходчиво объяснить ситуацию. В этом случае нужно наказывать нерадивых чиновников, не умеющих вести диалог с обиженным посетителем. Но если гражданин заведомо знает о незаконности своих требований, но пытается добиться нужного «штурмом», почему бы не призвать и его к ответственности за потерю драгоценного рабочего времени? Ведь любая ответственность должна быть взаимной, иначе это неизменно отразится на эффективности нашей общей работы.

…Около пяти лет обивает всевозможные пороги пожилой житель одной из окраинных улиц города. Мужчина решил за что-то отомстить соседу и пытается всем внушить: «враг» захватил водоотводную канаву, а потому в его доме сыро. В качестве доказательства пенсионер, встречая многочисленные комиссии, тыкал доской в подполье и демонстративно показывал след от воды. Специалисты бились долго, но никак не могли установить причины затопления. Очевидно было одно: сосед, конечно же, здесь ни при чем. К счастью, во время одного из очередных комиссионных визитов представитель МЧС решил самолично залезть в тесное и темное подполье, где обнаружил… специально установленное для спектакля ведро с водой!

Составили акт, дедушку пристыдили. Думали, что на этом история закончится. Куда там! «Правдолюбец» взялся за средства массовой информации. Сначала на удочку, а вернее, на доску с водой попалось местное телевидение, потом – областная газета. Но и после этих разоблачений заявитель не остановился. Он уже проиграл два судебных заседания, но по-прежнему мечтает насолить соседу. Представляете, в какую сумму выливается государству «маленькая прихоть» шутника?

В Витебском горисполкоме рассказали и о других нелицеприятных фактах. Общеизвестных, но никак от этого не менее болезненных – жалобщики пишут во все инстанции, а когда те прекращают переписку, ищут другие властные коридоры. В результате все начинается сначала – проверки, запросы, опровержения.

Два родных брата, например, даже с помощью властей никак не могли разделить гараж. История закончилась судом, куда был вынужден обратиться один из родственников с иском о защите чести и достоинства. Другие граждане, пользуясь доверенностью восьмидесятилетней бабушки, проживающей в России, пытаются произвести бесплатный ремонт совместно принадлежащего им дома. Козыряют именем ветерана, хотя никаких подтверждений ее участия в боевых действиях или партизанском движении не предоставляют. Точно так же пытаются сделать капремонт в квартире состарившегося отца за счет предприятия, где работал последний, двое сыновей. Один из них, кстати, прописан вместе с ветераном. Сынок, испуганный пошатнувшимся здоровьем родителя, теперь не на шутку заторопился, сам диктует, какие окна ставить и как менять полы, тогда как косметический ремонт в жилище не делался добрых лет десять. Еще одна постоянная посетительница, требующая переселения в новую квартиру и наотрез отказывающаяся от текущего ремонта, пытается взять «амбразуру» шантажом. Жалобами вас замучила? Так все легко решается. Вы, мол, мне квартиру дайте, а остальных жильцов дома я беру на себя – будут жить, как живут, никто ни единой жалобы не напишет!

— Что ж, это тоже люди… И пусть сегодня они не дают спокойно работать, пусть в любой момент можно ждать очередного запроса из вышестоящих инстанций с просьбой разъяснить ситуацию и причины «бездействия», здесь, на местах, от жалобщиков так просто не отмахнешься, — отмечает председатель Витебского горисполкома Виктор Николайкин. — У каждого из них свой характер, своя психология. Задача местных органов власти – сделать все возможное на пути взаимопонимания с человеком. И пусть лучше будет десяток «профессиональных» ходоков, чем один несправедливо обиженный чиновником…

На снимке: заместитель председателя Витебского облисполкома Леонид КОВАЛЕВ (справа), председатель Витебского горисполкома Виктор НИКОЛАЙКИН и его заместитель по социальным вопросам Владимир ТЕРЕНТЬЕВ.

Фото: Елена БЕГУНОВА, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter