Завершился XXVI Международный фестиваль современной хореографии в Витебске

Найтись и потеряться

Завершился XXVI Международный фестиваль современной хореографии в Витебске...

Смешно и грустно завершился XXVI Международный фестиваль современной хореографии в Витебске. С видом лихим, но утомленным покидали форум в воскресенье вечером его победители, побежденные, международное жюри и журналисты. В этом году на IFMC проходил национальный конкурс современной хореографии, от международного его отличает сдержанность форм и содержания. Приличных постановщиков танца модерн у нас хорошо если десять наберется, их знают все, кто в теме. По этому поводу негодовала член жюри, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусства Светлана Гутковская, почему прославленные наши хореографы, тот же Дмитрий Залесский и его коллектив «D.O.Z.SK.I», не участвуют в конкурсе:


— Один раз получили Гран–при — и все: от успеха закружилась голова, куда–то там улетели.


Вроде бы перед специалистами из других стран — Германии, Литвы и России, — которые приехали судить наш конкурс, неудобно, что общий уровень национальной хореографии не слишком впечатляет. В основном мы увидели лишенные смысла этюды, где постановщики только пытаются нащупать новую лексику. А опытный Залесский действительно улетел в Самару заседать в жюри тамошнего фестиваля современной хореографии «Сила безмолвия». Но Дмитрий свое отсутствие на витебском IFMC объясняет отнюдь не проступившими симптомами звездной болезни, а элементарной скромностью:


— В предыдущие годы я часто слышал в Витебске, что «D.O.Z.SK.I» не дают возможности другим коллективам громко заявить о себе, забрать призовые места. Так решил в этом году самоустраниться, дать дорогу молодым.


По большому счету, из этой благородной затеи мало что получилось. В номинации «Хореографическая миниатюра» на IFMC–2013 победила работа Сергея Микеля «Потерянные и найденные». А Микель это и есть «D.O.Z.SK.I», почти год он танцует в этом коллективе. Параллельно учится в консерватории на балетмейстера, где азы профессии Сергею преподает сам Валентин Елизарьев. Победа Микеля на витебском фестивале для Валентина Николаевича не стала неожиданностью:


— Он — способный парень, и если будет над собой работать, развиваться, то его имя станет известно не только узким специалистам.


Кстати говоря, Сергей Микель, как и Дмитрий Залесский, прикреплен корнями к Витебску, окончил местный государственный колледж искусств и в дирекции IFMC успел поработать, фестивалем вдохновлен и очарован со студенческой скамьи. В его представленной в этом году на конкурс миниатюре все понятно: завораживающе красиво двигаются на сцене мужчина и женщина, их тянет друг к другу, но что–то и тяготит, в основном — голова, перегруженная мыслями. В итоге мозг у обоих взрывается, оба исчезают во мраке сцены без голов. В миниатюре меня смущало только название: почему найденные? Но Сергей после объяснил, что в процессе постановки танец обрастал новыми смыслами, а название осталось старым, и он не успел его поменять. А на самом деле миниатюра называется «Найденные и потерянные».


Вообще, очень символичное и точное название, если пытаться в двух словах охарактеризовать те процессы, которые сегодня складываются у нас вокруг танца контемпорари. Раз в два года фестиваль открывает какие–то новые имена хореографов, но где они оседают спустя десятилетия — бог весть. Под рукой остается все время Дмитрий Куракулов, худрук гродненского коллектива «Тад». В этом году его одноактный балет «Пинкод» жюри, на мой взгляд, недооценило. В финал с одноактным балетом «Бардо» прошла танцевальная компания Ольги Скворцовой. Ребята получили специальный приз жюри «За исполнительское мастерство».


В номинации «Хореографическая миниатюра» есть еще один победитель — «Обыкновенная история» группы современной хореографии «Разные лица» под руководством Татьяны Аксеновой. Здесь тоже танцевальный дуэт: мужчина и женщина выясняют лирические отношения под трек Святослава Вакарчука «Така, як ти». Честно признаюсь, в данном случае решение жюри осталось для меня загадкой: миниатюра Татьяны — это отличная эстрадная подтанцовка для такой украинской поп–рок–звезды, как Вакарчук. Не более. Возможно, председатель жюри Раду Поклитару, ныне проживающий в Киеве, так же сильно, как и Татьяна Аксенова, увлечен творчеством группы «Океан Ельзи».


В номинации «Перспектива» судьи отметили постановку гомельчанина Валентина Исакова «Музыка воды». Еще один танцовщик из «D.O.Z.SK.I» Кирилл Балтруков получил приз «Творческий аванс» за миниатюру «Первая проба». Вот так «дошка» на «дошке» сидит и погоняет друг друга святой любовью к искусству. Наверное, это неплохо, если первая государственная труппа современного танца «D.O.Z.SK.I» обрастает творческим мясом. Судя по гостевым спектаклям IFMC, зритель всегда прекрасно реагирует на такие профессиональные тренированные компании, как израильская «Фреска». Публика также охотно клюет и такие остроумные постановки, как «Шесть танцев» Иржи Килиана. В этих направлениях и стоит двигаться. А дух ученического этюда из национальной хореографии пора вышибать.


Советская Белоруссия №222 (24359). Вторник, 26 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter