Найти пилюлю от общего недуга…

Белорусской медицине необходима своя производственная база для выпуска лекарственных субстанций

Это  пытаются  сделать  наука,  фармация  и  здравоохранение

Отечественная наука во многом обеспечивает интенсивное   развитие фармацевтической промышленности Беларуси, которая сегодня производит 800 наименований лекарств из 6 тысяч, зарегистрированных в стране. В общем объеме используемых лекарств доля продукции белорусских производителей составляет уже более 20 процентов и постоянно растет. Экспорт отечественных препаратов достиг почти 50 миллионов долларов и также увеличивается с каждым годом. Тем не менее ученые академических институтов и университетов могли бы оказывать промышленности гораздо более весомую поддержку, если бы удалось устранить существенные преграды на пути инновационного процесса. Такой вывод можно было сделать, выслушав доклад академика-секретаря отделения медицинских наук НАН Беларуси Евгения Конопли, выступления других участников совместного заседания президиума НАН Беларуси и коллегии Министерства здравоохранения, на котором впервые в практике этих ведомств сообща обсуждался вопрос о вкладе фармацевтической и химической науки в создание лекарственных средств.

Как отметил директор НИИ физико-химических проблем Белорусского государственного университета Олег Ивашкевич, доля оригинальных препаратов в общем объеме разрабатываемых отечественной наукой лекарственных средств не поднимается выше 30 процентов не случайно. Проб­лема состоит в том, что в республике нет производственной базы для выпуска лекарственных субстанций, что заставляет институты создавать производственные участки для наработки нужных исходных компонентов на своих площадях. Но институт, как известно, бюджетная организация, и действующая система бюджетных счетов не позволяет ему аккумулировать оборотные средства, необходимые для закупки различных реактивов и других веществ. Сложно использовать для производственной деятельности и заемные средства банка, поскольку в таком случае требуется залог. В результате исследователям, если они хотят хоть что-то произвести, приходится постоянно нарушать установленные правила игры.

Ограниченные в своих возможностях, ученые вынуждены ориентироваться на синтез только таких субстанций, которых требуется всего несколько десятков или сотен граммов, оставляя за чертой своих интересов замечательные идеи, реализация которых требует наработки десятков и сотен килограммов исходных компонентов. Яркий пример тому — разработанный в НИИ физико-химических проблем БГУ оригинальный препарат для лечения тромбозов, призванный заменить импортное лекарство. При испытаниях на другие виды биологической активности неожиданно была выявлена его способность бороться с вирусом ВИЧ, причем более успешно, чем это делает токсичный и гораздо более дорогой импортный препарат. Но развивать это направление, сулящее прорыв в лечении СПИДа и новые перспективы на мировом рынке для отечественной фармацевтической промышленности, ученые не могут и из-за несовершенства нормативной базы, которая не позволяет обеспечить финансирование производственного процесса, и из-за недостатка технических возможностей.

По мнению ученых, проблему нужно ставить даже шире и вести речь не о базе для производства лекарственных субстанций, а об организации высокотехнологичного малотоннажного производства химических продуктов различного назначения, включая и субстанции лекарственных средств. Это вполне реально, так как в таком производстве нуждается не только академическая и университетская наука, но и концерны «Белнефтехим» и «Белбиофарм». Проблема эта поднимается учеными не в первый раз. Но до сих пор она не решалась и даже не обсуждалась.

По словам директора Института физико-органической химии НАН Беларуси Александра Бильдюкевича, не менее остро стоит и вопрос с клиническими испытаниями созданных учеными лекарственных препаратов. Согласно установленному порядку Минздрав сам назначает медицинские учреждения в качестве базы для испытаний, но клиники, на которые пал выбор, далеко не всегда спешат подставлять плечо науке. Ясность в мотивы, по мнению ученых, вносит ключевое слово «спонсор», которым в приказе Мин­здрава именуется организация, заказывающая клинические испытания. Понятно, что, например, у концерна «Байер», который регистрирует у нас какую-то свою продукцию, и у Института физико-органической химии — распорядителя бюджетных средств, выделенных на испытания, весовые категории разные. Бюджетная организация не может быть такой же щедрой. В этом вся суть. А в результате испытания срываются, ученые оказываются крайними, а сроки внедрения очередного отечественного препарата отодвигаются еще на один шаг. Поскольку речь идет не об отдельных случаях, а о типичном явлении, то ситуация, по мнению разработчиков, требует принятия мер.

Выступавшие называли и другие нерешенные проблемы, которые мешают организации более четкого взаимодействия науки, фармацевтической промышленности и здравоохранения, ускоренному внедрению в медицинскую практику отечественных лекарственных препаратов. 

В принятом постановлении отмечается, что механизм финансирования выпуска лекарственных субстанций и новых лекарственных средств будет усовершенствован, для чего в государственных научно-технических программах должен быть предусмотрен отдельный раздел на трехлетний период освоения опытных партий в производстве. Будет также обеспечено проведение маркетинга и продвижения отечественных фармацевтических препаратов в клиническую практику, а также регистрация в странах СНГ наиболее перспективных препаратов.

При формировании перечня централизованных закупок планируется принимать меры по обеспечению преференций создателям и производителям отечественной продукции, разработанной по государственным заданиям. Для обеспечения эффективной работы предприятий фармацевтической отрасли будут внесены изменения в нормативную базу, предусматривающие налоговые преференции на ввозимые субстанции и другие материалы для научных исследований. Будет отрегулирован механизм выдачи лицензий на фармацевтическую деятельность научным организациям республики, которые имеют аттестованные производственные участки по выпуску субстанций и готовых лекарственных средств. Для этого долж­ны быть подготовлены соответствующие изменения в действующее законодательство.

По мнению участников заседания, первый опыт совместного решения общих проблем науки, фармацевтической промышленности и здравоохранения оказался плодотворным и будет продолжен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter