О календаре и народной традиции

Наум наставит на ум

Календарь и  традиции
Как же все–таки быстро летит время! Уже приближается середина декабря, а значит, на предстоящей неделе в календаре мы видим три значительных для народной традиции дня — это Юрий–зимний, или холодный; Андрей Первозванный (названные даты вполне заслуженно считались настоящими праздниками, даже несмотря на продолжающийся пост) и Наум — более скромный «прысвятак», но тоже важный и нужный. 

Итак, 9 декабря — зимний Юрьев день (есть и весенний, 6 мая). Отмечался праздник в честь Георгия Победоносца и в память освящения церкви великомученика святого Георгия в ХI веке Ярославом Мудрым в Киеве. Георгия (Юрия) у нас в народе также называли — Ягорый, Егорий. Почитается святой Георгий не только на белорусских территориях. У многих европейских народов он предстает праведным защитником от врагов. Кроме того, в традиционной народной культуре Георгий выступает опекуном животных, в первую очередь — лошадей. Поэтому в Юрьев день хозяева с особым старанием ухаживали за домашним скотом, старались хорошо накормить живность, благо запасы в это время позволяли не скупиться, ведь «на Юр’я сена ёсць i ў дурня». Думали и про внешний вид подопечных, поэтому лошадям специальными гребнями расчесывали гривы, подстригали хвосты. Еще в этот день подросших жеребят отнимали от матерей, правда, до самой весны содержали отдельно от остального табуна. «Повелевал» Георгий и лесным «населением», даже хищники его слушались. Так и говорили, что с наступлением настоящей зимы Георгий «дае ваўкам свабоду, адкрывае iм пашчы», то есть позволяет любые нападения. Надо же и волку как–то кормиться, а то «хоць воўк траву еш». И тогда серые разбойники сбивались в стаи, где царили свои законы, основной из которых — единство, общность.

Как обычно, в знаковые дни наблюдали за погодой и делали долгосрочные прогнозы: «Сколькi на зiмовага Юр’я снегу, столькi на вясновага будзе i травы». К этому времени земля уже хорошенько промерзла, «схапiлася ў грудкi», «прыгваздзiлася», отсюда и поговорка: «Вясною Георгiй з травою, а зiмой — з гваздом».

13 декабря — день апостола Андрея Первозванного, проповедника Евангелия и преданного ученика Христа. У нас бытовало народное название «Андросы» и «Андрэйкi». По поверьям, в андреевскую ночь юношам и девушкам во сне являются их суженые. Поэтому потенциальные невесты рассыпали вокруг своей постели льняное семя со словами: «На цябе, святы Андрэю, лянок сею! Дай, Божа, знацi, з кiм век векавацi», верили, что льняное семя отгоняет всякую нечисть и зло. Могли посеять лен и прямо в снег. Если по весне покажутся всходы, такую девушку ожидает счастливое замужество и полный достаток. Еще выходили в сад и только зубами, без помощи рук, старались отломить или отгрызть веточку вишни. Затем прутик ставили в воду: та девушка, у которой такая «галiнка» расцветет, скоро пойдет замуж и жить будет хорошо.

Тихая погода на Андрея обещала хорошую зиму, а шумная и бурлящая незамерзшая вода в реке — к метелям и буранам.

14 декабря — день пророка Наума–грамотника. После завершения всех полевых работ наступало время позаботиться о подрастающем поколении. Не только сейчас, но и когда–то родители хотели, чтобы доля их детей оказалась счастливее, чем у отца и матери. Поэтому в деревнях ребятишек отдавали в ученье к дьячкам, отставным солдатам и другим неземледельцам: «Прарок Навум наставiць на вум», «Прарок Навум розуму вучыць». Чаще всего это становилось своеобразной подготовкой к школе (хоть и за версту, но она была) или к овладению ремеслом. Неудивительно, что практически в каждой семье имелись свои грамотные и велись семейные хроники.

Советская Белоруссия №232 (24613). Пятница, 5 декабря 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter