Наука жить и управлять

Одна седьмая часть трудоспособного населения любой страны связана с управленческой деятельностью. Это общемировая статистика. Уровень управления всегда имел и имеет свою цену. Кто почитал, ценил управленческое решение, оказывался в выигрыше в мирной жизни или на ратном поле, в развитии экономики и культуры. И наоборот, кто не считался с объективными законами человеческого бытия, уповал на стихийность, рок, гороскопы, потусторонние силы, знаменитое «авось», получал плачевные результаты.
Сущность государственного управления, о чем говорил Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко осенью прошлого года на постоянно действующем семинаре руководящих работников, заключается прежде всего в выборе правильного пути социально-экономического и политического развития Республики Беларусь на основе использования огромного научного потенциала, накопленного в сфере гуманитарных наук. Управлять – значит предвидеть. Именно через управление человек противостоит природной и социальной стихиям, хаосу, случайности, борьбе всех со всеми. Управление не снимает все проблемы, стоящие перед обществом, но оно способно их ограничить, направить в нормальное русло. Настала пора рассмотреть все штатные расписания всех органов управления и освободиться от ненужных промежуточных и посреднических структур, от множества надуманных групп советников у первого лица в регионе, дублирующих друг друга, от так называемых групп обеспечения деятельность губернатора, которые ничего полезного не делают, а поглощают огромные деньги на свое безбедное проживание и через сито которых вся информация, направляющаяся для главы государства, зачастую подается в искаженном виде. Показатели инструментальной эффективности ориентированы на оценку уровня аппаратной работы, управленческого профессионализма госслужащих и руководителей предприятий, их исполнительскую дисциплину, стабильность и компетентность кадрового состава органов управления, своевременный и полный контроль за принимаемыми решениями. Именно на это нацелена Директива № 1 от 11 марта 2004 года, подписанная Президентом нашей страны А.Г.Лукашенко. Для успешного развития регионов необходимо постоянно проводить так называемый региональный маркетинг. Особое внимание в нем следует уделять такому вопросу, как экономическая безопасность. Она достигается, когда согласованно действуют субъекты всех уровней, но каждый из них осуществляет свои специфические функции, обеспечивая безопасность как свою, так и всех остальных. Наиболее важными для Брестской области выступают: продовольственная безопасность, ресурсозависимость, технологическая зависимость, энергетическая безопасность, информационная безопасность (в условиях приграничья). По сути, для Брестской области существуют те же проблемы и угрозы, что и для государства, с добавлением специфических моментов, которые формируются в условиях приграничья. Мы как исполнительная власть в регионе должны преодолеть «комплекс технолога», то есть смотреть на свою работу не просто как на технологический процесс, а как на работу менеджера-управленца, который в своей работе организует большой разноплановый коллектив, оценивает пригодность каждого работника, способствует повышению его квалификации, подбирает и растит кандидатов на выдвижение. Ведь за объективкой не всегда виден человек. Это, во-первых. Во-вторых, хотела бы особо обратить внимание на два основных компонента, на мой взгляд, наиболее важные на сегодняшний день: идеологическую и работу с кадрами на предприятии. Президент нашей страны А.Лукашенко очень точно и емко сказал на постоянно действующем семинаре руководящих работников, посвященном вопросам идеологии, что человек, лишенный идеологии, по своей сути лишен иммунной системы. Слепой, блуждающий разум не способен на конструктивную и полезную деятельность. Доминирующие в государстве образ жизни, менталитет, культура, социальная, экономическая и политическая организация, социальная философия и религия так или иначе сообразуются с этой высшей идеей или идеалом. Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация, государство обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Горький опыт СССР – тому пример. Идеологическая деградация, расшатывающая инфраструктуры традиционной базовой культуры, имеет своим следствием измельчение, атомизацию, эфемерность ценностей, норм и принципов, определяющих моральные устои людей. В результате понятия «родина», «вера», «семья», «нация» теряют свой традиционный смысл. Это приводит, с одной стороны, к усилению терпимости и открытости в отношениях чуждых культур и нравов, с другой стороны — к ослаблению чувства приверженности собственным традициям, символам, вере. Глубокомысленный вопрос «С чего начинается Родина?» подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности. Белорусская государственность состоялась. Не по идейному ранжиру и не по графику, вычерченному кабинетными политологами. Фактом, никем сегодня уже не оспариваемым, является то, что Беларусь как государство прочно стоит на карте мира. Мы никогда не приветствовали распад СССР не в силу своей ретроградности, как утверждают иные оппозиционные деятели, а в силу того, что считали, что СССР распался как функциональное государство под действием внедренной неработоспособной идеологии времен перестройки. Пережитое в последней четверти ХХ века проливает свет на мотивы Запада в отношении СССР, именно в этот период идеология стала материальной силой. Многие помнят слова американского президента Р.Рейгана об «империи зла», но забыли о выведенной (и в тот момент не понятой) формуле: 1 доллар, вложенный в идеологию, дает 10 долларов прибыли. В «третьекорзинном» гуманитарном споре по итогам Хельсинки-75 Запад требовал права информировать наших граждан не о жизни на Западе, а о самом СССР. Немногие тогда осознавали, что речь идет не о борьбе идеологий, а о сокрушении государственности, добивании устойчивого народного психотипа, навязывании повышенной телезависимости и приверженности к внешним атрибутам городской цивилизации и комфорта. Это вылилось у многих в настоящую фетишизацию «заморского» товара, до сих пор еще не преодоленную. И ведь, как это ни прискорбно, и сегодня наша оппозиция не перестает повторять: «Запад нам поможет». Парадокс демократической Америки, ведущей свое глобальное наступление, состоит в том, что ею последовательно отвергается ключевое для демократии понятие политического суверенитета народа. Дело в том, что там, где имеет место такой суверенитет, национальные интересы по определению не могут быть предметом купли-продажи. Для того, чтобы это произошло, властные элиты должны приватизировать этот суверенитет, получив полную свободу и бесконтрольность своих действий в международной политике. Национальный интерес должен стать товаром, а властная элита – товаровладельцем, не связанным никакими императивными мандатами со стороны нации. Параллельно с этим должно быть обеспечено и единое мировое финансовое пространство, основанное на единой международной валюте. Только в таком пространстве властные элиты могут беспрепятственно торговать своим специфическим товаром — национальными интересами. В этом контексте становится понятным беспрецедентный натиск на такого национального лидера, как Президент Беларуси А.Лукашенко. Он выступил как нарушитель «закона стоимости», представитель доэкономической политической культуры, выводящий национальные интересы из сферы финансового обмена. Тем самым он бросил вызов не только американизации – он бросил вызов «экономическому человеку» как господствующему социокультурному типу, шествующему по миру с новой миссией. К вопросу об «исчезнувших политиках». Ни Хадыко, ни Вечерко, ни Северинец, список можно продолжать далее, никуда не пропали и не уехали, хотя они откровенно, мягко скажу, не любят действующую власть. Не путайте политику и бизнес, и если кто-то сегодня прикарманит определенную сумму денег или будет иметь проблемы с теми или иными крупными бизнесменами и в один миг уедет, то это вовсе не значит, что виновата действующая власть и что его убили или он пропал. Бизнес и политика — трудносостыкуемые вещи. Занимайтесь чем-нибудь одним. Сколько парламентариев на бизнес-основе в Госдуме России или представителей исполнительной власти сложили голову. Но никому в голову не пришло обвинять российскую власть в этом. Выводы делайте сами… Подобные методы нашей оппозиции ведут к массовой деградации культуры населения. Когда происходит капитуляция в области культуры и идеологии – отстраненность от опыта отцов, от национальной традиции в пользу заемной, политическая капитуляция становится лишь вопросом времени. Вот о чем должны помнить наши оппозиционеры. Поколенческий разрыв, на котором они так сегодня настаивают, сетуя на неисправимый менталитет старшего поколения, выступает в этом контексте как разрыв высвобожденного из-под оков чувственного начала со своей предшествующей культурой. Идеологическая борьба – это борьба за души людей. Развращенная душа выберет себе и развращенную власть. Белорусско-российская интеграция. Некоторая кажущаяся «пробуксовка» в белорусско-российских отношениях вполне объяснима. Во-первых, мы должны учитывать фактор выборов в России, во-вторых, парадокс состоит в том, что для России вопросы интеграции с нашей страной, идеологема этих отношений носит внутренний, а не внешний характер. Российской политической элите необходимо предложить на внутренний рынок некий позитив по «собиранию земель», при этом зачастую игнорируется тот фактор, что об СССР можно только вспоминать, с грустью или радостью – это дело вкуса. Как это ни прискорбно, но СССР возродить уже невозможно, точно так же, как нельзя пользоваться разбитой чашкой. Склеить можно, а пить из нее — нет. Во-вторых, хорошо это или плохо, но распад любой империи всегда рождает имперский синдром, будь то «алжирский» синдром у французов или «индийский» у англичан. К постимперскому синдрому у российского руководства необходимо относиться спокойно и взвешенно: это естественный процесс. И все же как быть с интеграцией? Есть три уровня, на которых можно решать этот запутанный и сложный вопрос: уровень превосходства, уровень равенства и уровень культуры. Первый снимает саму идею независимости одного из государств. Второй предполагает право политической автономии для любой нации. Он должен исходить только из политической реальности. Высший уровень – уровень культуры. Это уровень высшей целесообразности, до которого должны дойти прежде всего представители высшей среды данной нации. Если можно говорить о глубоких корнях и своеобразии грузинской или армянской культурной традиции, об их самостоятельности, если можно говорить о молодых, но уже оформившихся как нечто самостоятельное культурах Прибалтики, — можно ли то же сказать о Беларуси? Безусловно. Путь единой культуры был бы верным и плодотворным. Но для того, чтобы он стал возможен, необходимо снять остроту страстей, удовлетворить чувство неполноценности, исторически свойственное нашим народам, преодолеть комплекс того, что где-то там лучше. России как единому целому не страшно выделение Прибалтики, Закавказья и Средней Азии. Выдавливание Беларуси из сферы ее интересов чревато обеднением культурной почвы, ослаблением общего цивилизационного ядра. Если Россия потеряет белорусов на одно поколение, она может потерять их навсегда. Любые государственные проблемы не поддаются «окончательным» решениям, универсализации, точно так же, как никого нельзя навсегда одарить здоровьем. Пока государство живет, эти проблемы – процесс...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter