Научная проблема: что будет, если скрестить ужа и ежа?

.
...Как-то лесные мыши совсем отчаялись: каждый хищник над ними глумится. Не дают мышиному народу процветать! Порешили старейшины обратиться к чужой мудрости. Ну а в лесу, известно, самая мудрая - сова. Завращала та глазами и выдала ответ

: - Значит так, мыши добрые: наука установила, что целью любой живой системы является оптимизация ее поведения в данных условиях...

Мыши слушали, разинув рты.

- А впрочем, даже некоторые проявления такого целесообразного поведения... - глянув на старейшин, сова махнула крылом. - Ну волк с ними, с проявлениями. Не в терминах суть. Вы, я вижу, не все понимаете из того, что я вам тут поведала, не так ли? - спросила мудрейшая, обратив внимание, что у слушателей глаза стали такими же, как у нее. - Ну так я для вас специально попроще выражусь. Всем следует стать адекватными существующей ситуации - превратиться в настоящих ежиков! И тогда хищники будут вам не страшны.

Тут наконец до мышиной делегации дошел свет истины, и возликовали они все. Только одна мышенция пропищала, нарушив общую радость: "Но ты забыла, о мудрейшая, дать нам еще один совет! Что же мы должны делать, чтобы превратиться в ежиков?" Сова повращала еще немного глазами, и молвила: "А вот это, милые, вопрос не ко мне. Я, изволите видеть, - теоретик".

Сие - притча. Мысль, заключенная в ней, в общем не нова: теоретически каждый вам скажет, что "целью любой живой системы является оптимизация ее поведения в данных условиях", но где найти оптимальный вариант - совсем другой вопрос! Я вот к чему: кандидат физико-математических наук А.Н.Шибко написал письмо в редакцию: мол, плохо живется ученым, никакой возможности для научных изысканий, и денег нет. "Мне кажется, - пишет ученый муж, - что реформа в стенах Национальной академии наук не пройдет. Возьмем, к примеру, Институт электроники. В нашей лаборатории тонких пленок давно нет установок, позволяющих получить качественные пленки, пригодные для научных исследований и использования в производстве полупроводниковых приборов". На самом деле, как выяснилось, есть в лаборатории тонких пленок целых 4 вакуумные установки, правда, старые. "Завлабу, - сообщает Шибко - на это плевать: как ни зайдешь в кабинет - в карты играет. А чтобы показать, что работа идет, принято у нас публиковать научные статьи в разных журналах. Только слова в названиях нужно не забывать переставлять". Дотошный товарищ А.Н.Шибко не поленился выписать на отдельном листе названия статей. В Институте электроники после того как растиражированное бывшим ученым письмо достигло кабинетов разных инстанций, подготовили исчерпывающий ответ. По всем позициям факты, изложенные в письме, опровергнуты. О том, собираются ли руководители начинать проводить "среди себя" работу с целью выживания своих лабораторий, - тоже ни строчки.

- Тяжелые времена переживает академия. Не лучшие, - философски заметил заместитель директора Института электроники Сергей Александрович Малышев. Бюджет финансирует лишь 50 процентов потребностей на фундаментальные исследования. Если нет новых программ, договоров с промышленными предприятиями или зарубежных контрактов, худо приходится. Недостающие 50 надо где-то зарабатывать.

- Где? - спросила я Сергея Александровича. - Знаете?

Выяснилось, что теоретически это всем известно. Но теория и практика - вещи совершенно разные, это и ежику понятно.

Полгода назад автор письма Шибко из храма науки уволился по собственному желанию. Трудится в строительной бригаде, говорят, классные камины кладет.

В своем письме бывший ученый предлагает выход из тупиковой, казалось бы, ситуации: "Реформу в НАН надо начинать с руководителей". В общем, намекает на то, что "кто-то" не думает о том, что ученому люду давно пора "превращаться в ежиков". Но как это сделать? Кто знает... Помните, что сказала старейшинам сова?

- Это, милые, не ко мне. Я, изволите видеть, - теоретик.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter