Как незрячий преподаватель обучает IT, а его жена незрячая начитывает книги

Научил не глядя

Он не видит, а его работа видна всем. На ощупь, на слух, прикасаясь пальцами к клавиатуре компьютера, он знает об этой технике все. Корреспондент «Р» посмотрела, как Александр Северин, преподаватель информационно-адаптивных технологий учреждения реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека», обучает IT-технологиям людей с проблемами зрения, которые приезжают к нему со всей страны.

Александр СЕВЕРИН: «Есть те, кто, не разбираясь в том, что незрячие могут и чего не могут, основываясь на записях в медицинских справках, принимают решения, которые являются для незрячих судьбоносными. А мы можем многое».

Жаркий полдень на улице Амураторской в Минске. В здании ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» разместился офис «Центра успешного человека», где работает Александр Северин. Здесь он и один ученик. Сейчас обед — ученицы разбежались. Остался 49-летний Виктор Левко из Гродно. Он знает о компьютерах многое: преподает у себя в городе азы технической грамотности для инвалидов по зрению — таких же, как и он, невидящих. Приехал к Александру специально: «Он знает больше».  

Александр Северин предлагает присесть, глядя ровно на меня. Кажется, что видит, но оказывается — тонко слышит. 

— Сегодня с Виктором мы настраивали офисный роутер. И для центра решили эту проблемную задачу, и для себя новые знания получили. 
Виктор дополняет учителя:

 — Я еще диктофонную запись всех действий сделал. Приеду домой, обработаю и выставлю на наш сайт, Александр сделает текстовый конспект. 

А зачем «тотальникам» — так между собой они называют людей, которые вообще ничего не видят, — текстовый документ? Как его читать? Александр предлагает обратиться к монитору ноутбука.

— На наших компьютерах стоит специальная программа, которая озвучивает каждое действие в них. Говорит она очень быстро — мы-то успеваем понять, но для вас сделаю медленнее, — руки Александра летают по клавиатуре. — Вот я открываю браузер? Да, открыл. А сейчас вы видите адресную строку? Впишу, что мне нужно. Получилось? На экране, наверное,  у меня перевернутое изображение, да? Отлично.

Удивительно — на мониторе действительно страница сайта, но она повернута горизонтально. Зачем? Александр «сломал» ее специально:

— Иногда на курсы приходят люди со слабым зрением. Мы рекомендуем его беречь, а они, хитрецы, пытаются его использовать, чем делают себе хуже. Чтобы они берегли глаза, я перевернул страницу.  

Обучает Александр многому: как оплатить что-либо в интернет-банкинге, как работать с таблицами Exсel, с текстовым документом Word, как конвертировать файлы в mp3-форматы... Недавно даже с компанией самых амбициозных учеников по одному из проектов учреждения «Центр успешного человека» проходили собеседование в одной из IТ-компаний.  Сейчас, кстати, там рассматривается возможность трудоустройства незрячих.

— Мы на собеседовании показали, что многие вещи с клавиатурой, без мыши и без необходимости постоянно смотреть в монитор делаем не так медленно, как все думают. Можем легко переключаться между заданиями, работать с кодом. 

Нас перебивают веселые ученицы: в черных очках, с тростью. Меня не видят, но легко и непринужденно вступают в диалог. 22-летняя Анастасия Берговина приехала из Орши. Недавно окончила Институт культуры, скоро начнет работать у себя в городе в райисполкоме. Чтобы уметь работать с текстовыми документами, приехала в Минск учиться. 28-летняя гродненчанка Надежда Шумель любит сериалы, кино и аудиокниги, потому ей надо научиться работать с конвертацией файлов. Марина Швалийкова, которой 34 года, приехала на курсы из Речицы. Она профессиональный массажист, поэтому, чтобы аккуратно вести бухгалтерию и работу с клиентами, ей нужны знания в таблицах Exсel. Все эти барышни дружно нахваливают преподавателя, смешливо вздыхая: «Жаль, что женат». 

За что  Александра нахваливают его ученики, так это и за практические навыки в компьютерах, и за отличные советы по жизни. Вот, например, он постоянно разрушает легенды и стереотипы людей с инвалидностью. 

Александр улыбается и будто бы оглядывает свою аудиторию:

— Каждому нужно объяснить, что не к незрячему все должны идти навстречу, а наоборот.

Чтобы попасть на курсы в центр, каждый потенциальный ученик заполняет анкету на 18 страниц

Многие удивляются, когда узнают, что их преподаватель на работу не при помощи других приходит, а самостоятельно пересекает город от микрорайона Запад-4 в сторону Тимирязева. 

— Так показываю, что не просто говорю, а еще и делаю, — Александр Северин пожимает плечами. — Не понимаю человека, который теряет зрение, закрывается в квартире и ждет, когда родственники батон и кефир два раза в неделю принесут. Нужно жить, пусть и без зрения. 

Несмотря на то что Александр находится в одном помещении с учениками, он рассказывает о личном, и гомонящие дамы умолкают, прислушиваясь к истории…

— Я получал первое образование — учился на ветеринара, когда у меня перестал видеть один глаз. После окончания техникума и аграрного университета никто брать на работу не хотел. И это при том, что всегда пытался находить способы замены визуальных методов работы невизуальными, которые позволяли быть в числе лучших студентов на курсе.

В 2009 году Александр заболел гриппом, и у него «потух» второй глаз. Но он пошел работать! Один год — слесарем на завод, после понял, что хочет заниматься тем, что интересно было всегда, — IT-технологиями. 

— Я знал, что зрение не вернешь. И что же делать? Вспомнил про свои первые программы для компьютера, которые написал еще в техникуме на бумаге. Начал читать «Компьютерную газету», купил компьютер и стал другим помогать совладать с техникой. 

Придя поступать в гомельский вуз на инженера-программиста и сдав экзамены на отлично, снова столкнулся с предрассудками: преподаватели не знали, как учить невидящего студента. 

— Меня откровенно просили не поступать, но я сказал: дайте план на установочную сессию, и через месяц я приду готовым. 

После разрабатывал сайты, настраивал сети, сделал приложение для входа в интернет-банкинг для незрячих людей, свой клавиатурный тренажер и обучал компьютерной грамотности зрячих пенсионеров. Сейчас он еще и участвует в консультации программистов мобильного приложения «Штурман», созданного для помощи людям с нарушением зрения. 

Наш разговор прерывает Марина: «Давайте уже начнем занятие». Александр прощается со мной, и, выходя, слышу: «Штурман» — это сервис удаленного сопровождения незрячих. Состоит он из двух частей. Сейчас я вам все покажу…» 

alinakasel@gmail.com

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter