Нацисты убивали людей!

61 год назад, в начале октября 1941 года, в оккупированном фашистами Могилеве произошел первый массовый расстрел евреев - погибли почти три тысячи стариков, женщин и детей.
61 год назад, в начале октября 1941 года, в оккупированном фашистами Могилеве произошел первый массовый расстрел евреев - погибли почти три тысячи стариков, женщин и детей. К этой трагической годовщине было приурочено открытие в городском музее истории фотовыставки, экспонаты для которой предоставил Федеральный архив Германии.

Все снимки были сделаны фотографом вермахта, служащим роты пропаганды Рудольфом Кесслером, который в июле 1941-го побывал в Могилеве. Фотографии Кесслера демонстрировали усилия оккупационных властей по организации еврейских трудовых отрядов для уборки улиц города и создание Могилевского еврейского гетто.

На фото нет сцен массовых казней, издевательств оккупантов над местными жителями. Мы видим людей с нашитыми на одежду "звездами Давида". Вот они колонной маршируют по улицам, вот расчищают город от мусора, вот куда-то идут всей семьей со своими нехитрыми пожитками. Простые на первый взгляд, бытовые зарисовки. Но если вглядеться в лица людей на фотографиях, представить, что большинство из них приняли вскоре мученическую смерть, становится по-настоящему страшно. Кто знает, может, этот, смотрящий в объектив, мальчуган стал одним из первых, убитых в машине-душегубке? А не эта ли женщина, которая регистрируется в комендатуре, вскоре будет заколота штыком садиста? Лица на фотографиях будто застыли в немом крике. Хочется услышать этих людей, но не можешь разобрать ни слова из общего хора стенаний.

Зато более чем конкретны размещенные на стенах рядом с фотографиями свидетельства очевидцев - тоже страшные документы эпохи. Алексей Андреевич Волков вспоминает, как в годы войны вместе с односельчанами входил в команду по захоронению трупов. Однажды немецкий солдат заставил его выбрасывать из душегубки трупы евреев - около тридцати человек. Среди казненных была женщина с младенцем. Малыш застыл с материнской грудью в ротике...

А вот выдержки из писем полицай-секретаря Вальтера Маттнера, в которых он рассказывал жене о своей жизни в Могилеве: "И я записываюсь на завтрашнюю акцию. Впервые будет случай попользоваться моим пистолетом. Беру с собой 28 патронов. Может, этого и не хватит... Это будет 1.200 евреев, которые должны быть убиты... На десятой машине я прицеливался уже спокойно и уверенно стрелял по многим женщинам и детям... Младенцы летели по воздуху большой дугой и мы отстреливали их на лету, прежде чем они падали в ямы и в воду..."

Выставка потрясает. "Это не должно повториться" - абстрактные, казалось бы, для многих из нас, не видевших войну, слова обретают здесь реальный смысл.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter