Наследство по кривой

Фамилия с отчеством обычно достаются в наследство. Кому-то - вместе с дворцами, заводами, квартирами, огородами...

Фамилия с отчеством обычно достаются в наследство. Кому-то - вместе с дворцами, заводами, квартирами, огородами... А кому-то - дырка от бублика, зато слава у имени предков такая, что легко открываются двери любых кабинетов. Но бывает и так: строчка в паспорте, что клеймо. Того и гляди, в ребенка с малых лет начнут пальцем тыкать, под угрозой окажутся мечты о будущем. У 5-летнего Дениски из города Горки положение сейчас очень и очень двойственное. Прежде в паспорте в графе "отец" был пробел, теперь есть вполне официальный папа. Чем плохо? Но бабушка Алла в слезах атакует разные инстанции. "Помогите вернуть внуку прежнее отчество и аннулировать отцовство! - умоляла она и редакцию "СБ". - С таким отцом путь в полноценную жизнь Денису будет закрыт. Как он будет жить? Как смотреть людям в глаза?" Проще всего было бы рассудить: ох, уж эти тещи! Не нравится зять? Отойдите в сторону. Вот и Горецкая районная прокуратура в ответе обеспокоенной бабушке ссылается на статью 58 Кодекса о браке и семье, где черным по белому написано, что "запись о родителях вправе оспорить в судебном порядке..." - и далее короткий перечень лиц. Бабушки, если она не опекун, там нет точно. Но оказалось, что эта семейная история, с одной стороны, не так проста, а с другой - обнажает целую тенденцию и вполне конкретный законодательный казус.


Взмах пера - и папа


Дмитрий и Елена встретились случайно в ноябре прошлого года. У прилавка. Он - 23-летний осужденный, недавно прибывший в Горки из исправительной колонии, чтобы на так называемом вольном поселении домотать 9-летний срок за убийство. Женат. Она - 34-летняя продавщица местного продмага, мама двоих детей. Разведена. Когда носила под сердцем второго ребенка, будущий отец заболел менингитом, последствия которого превратили парня в беспомощного инвалида. В общем, истосковалась Лена...


Свои грехи перед законом Дима от возлюбленной не скрывал. Да и что до них, когда такие чувства! Когда знакомые и родственники Лену наперебой начали отговаривать, была уверена: из зависти! А Дима громко заявлял: "Люблю! Вот увидите еще, на что я способен!" И ведь не обманул! Через два с половиной месяца повел любимую в ЗАГС. А там одним штампом оформил себе развод с бывшей, другим - женился на Ленке, третьим - стал самым что ни на есть родным отцом ее сыну. И все в один день. А что? Лена сама в ЗАГСе объявила, дескать, папа - Дима, и точка!


Заведующая ЗАГСом Елена Макаренко пояснила корреспонденту "СБ", что закон и не обязывает сотрудников, регистрирующих акт установления отцовства, требовать от матери-одиночки каких-либо доказательств:


- Показала на такого-то, он подтверждает - так и запишем! Разумеется, на основании их совместного письменного заявления. Это закреплено положением статьи 51 Кодекса о браке и семье. А личность папы... Хоть праведник, хоть грешник, а право создать семью есть у каждого.


Кстати, каждый месяц, в специально выделенный день, сотрудники Горецкого ЗАГСа выезжают в местную исправительную колонию № 9, чтобы расписать граждан. Ничто не мешает тут же договориться и об отцовстве. К слову, чтобы стать чьим-то папой, отнюдь не обязательно брать в жены маму. Это в Национальном центре усыновления каждого кандидата в родители чуть не через лупу рассматривают, а здесь быстро в законодательстве тропинки находят. Зачем такие сложности, если можно сразу в ЗАГС? Правда, стать папой за пару минут можно при одном условии: если у ребенка есть мама. Самый родной человек, который по умолчанию ответствен за дальнейшие последствия такого шага...


Люблю - не могу


Судьбоносный шаг в своей с сыном жизни Елена Табанюхова совершила 11 февраля, вписав имя нового мужа во все возможные документы. Мол, убедитесь теперь, какой Дима замечательный! А что сидел, так кто не оступается? Спору нет, раскаяться, начать жизнь с нового листа никогда не поздно. И семья здесь - лучший помощник. Но... 15-летняя дочка Лены от первого брака Диана сама мне рассказала, как вызывала милицию, когда пьяная мама вместе с мужем Димой решила повоспитывать ее методом кнута. А потом новоиспеченный отец семейства, как и обещал, снова продемонстрировал, на что способен: в очередном благородном порыве - как объяснил позже следователю, чтобы отдать долги, - меньше чем через месяц после свадьбы совершил кражу со взломом из магазина, где еще недавно работала его супруга. Унес более 10 миллионов. Хорошо ведь знал, в какие дни выручка больше, а инкассатор не приезжает... Но Лена стоит на своем:


- Люблю все равно! И из тюрьмы дождусь...


Лена противилась встрече со мной. Но я все-таки наведалась к ней в гости. Просто было очень интересно, чем так занята нигде неработающая мама двоих деток, что они почти все время живут у бабушки Аллы. Основной повод для них заглянуть в двухкомнатный блок общаги, где живет мать, - компьютер, за который Лена ежемесячно выкладывает 150 тысяч рублей по кредиту. Из каких средств? Из 800 тысяч рублей алиментов на Диану и еще 800 тысяч пенсии по инвалидности. Еще в детстве Лена получила III группу с диагнозом хроническая форма астмы. Это обстоятельство несколько сужает выбор в трудоустройстве, зато, как оказалось, не мешает отчаянно курить и пить.


На пороге в Ленин блок меня встретили два шатающихся персонажа. В зловещих тюремных татуировках на голом торсе. У обоих - уже стеклянные глаза и полное непонимание происходящего. Пришедшие со мной бабушка Алла и Дениска ничему не удивились. Мальчик сразу побежал к компьютеру, кажется, даже не заметив маму. Позже она все выспрашивала сына, любит ли он ее.


- Люблю, если водку бросишь пить!


- Это бабушка так говорить научила?!


- Это самой надо бы понимать! - не сдержалась я. - И что у вас, горячо любящей жены, здесь творится? С детьми такое совместимо?


Лена отвела глаза.


С прогулки забежала Диана и тоже не выдержала:


- Господи, как они все надоели!.. Может, пора гнать уже?


Но в этот вечер, как и во многие другие, от Елены ушли все-таки дети. А не гости. В июне Диана и бабушка Алла снова обратились в Горецкое РОВД с заявлением, где девочка лично просила, чтобы милиция ей помогла образумить маму, чтобы та не пила или хотя бы отдавала получаемые на нее алименты бабушке. Все равно, мол, спускает на выпивку. Вскоре пришел ответ: проверили, информацию направили в отдел образования и КДН. Что дальше? Ответ знает только мама Лена. От нее теперь ждут решений. Но едва ли, даже вычеркнув из документов сына имя убийцы и вора, она в корне что-то исправит. Похоже, нужно срочно что-то менять в себе. И поискать в своей комнате, жизни и сердце место детям. Пока они еще рядом...


Комментарий


Директор Национального центра усыновления Минобразования Наталья ПОСПЕЛОВА:


- Замечу, что у героини материала Елены и ее новоявленного супруга не было других вариантов решить вопрос с отцовством ребенка, кроме как посредством установления отцовства в органах ЗАГС. Согласно статье 125 Кодекса о браке и семье лица, имеющие судимость за умышленные преступления, а также осуждавшиеся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека, не могут быть усыновителями. Таким образом, единственной возможностью стать папой для Елениного ребенка у ее мужа было... именно установление отцовства. Теоретически и в этом случае, и при усыновлении результат один: ребенок становится счастливым обладателем отца, а мужчина - не менее счастливым обладателем сына. Но не первый раз мне, к сожалению, приходится быть невольным свидетелем, когда благие намерения законодателя, предусмотревшего замечательную и простую возможность установления отцовства в отношении ребенка, используются, мягко выражаясь, вовсе не в его интересах. Разумеется, предполагалось, что процедура установления отцовства в ЗАГСах будет на руку добропорядочным гражданам, мечтающим юридически закрепить свое право не только быть отцом в реальности, но и в правовом смысле. Но жизнь, увы, демонстрирует и достаточно пугающие тенденции. Наверное, надо было бы задуматься о расширении некоторых полномочий или изменении порядка действий сотрудников ЗАГСов, оформляющих акт установления отцовства. Автоматизм, решение этого серьезнейшего вопроса в течение одного рабочего дня с момента обращения мне кажутся небезобидными. Как видим, это привело к тому, что ребенок вряд ли приобрел настоящего отца. Скажет ли мальчик Елены "спасибо", если узнает, как он стал сыном мужа своей мамы, который, судя по всему, еще не скоро (и слава богу!) приступит к выполнению родительских обязанностей? Да и приступит ли? Женщинам необходимо хоть немного анализировать возможные последствия своей доверчивости. Отцов не выбирают. Отец - он отец и в реальности, а не просто муж мамы, и установление отцовства именно для этого и предусмотрено. Простите за двусмысленность: мужей у мамы может быть много, а вот отец у ребенка всегда один.


Фото автора.


P.S. Спустя шесть дней после моей поездки в Горки позвонила бабушка Алла: "Как вы побыли у нас, Лена больше не пьет! И готова идти в суд, чтобы аннулировать отцовство. Спасибо вам! Только разводиться не хочет..."

 

Советская Белоруссия №134 (24271). Вторник, 23 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter