Из каких детей вырастают "жадины" ?

Наследники скупого рыцаря

Жадность появляется практически у каждого малыша в 3 – 4 года: он не хочет делиться сладостями, игрушками, книжками… Закатывая истерики, кричит: «Мое! Не дам!» Ведь он начинает знакомиться с понятием частной собственности, разделяя мир на «мое» и «чужое». Но обычно через 2 – 3 года малыш перерастает это. Однако, если отнестись к его жадности неправильно, можно воспитать из малыша скрягу или, наоборот, человека, который раздает все налево и направо. Да, многие особенности характера человека закладываются в нем еще с «младых ногтей». Если его детство (в первую очередь раннее) было полно лишений, если родители вынуждены были на всем экономить, в нем закладывается та же модель поведения, и уже в зрелом возрасте у такого человека чаще всего проявляются тяга к экономии, бережливости, страсть к накопительству, ибо деньги и окружающие его материальные блага уменьшают страхи повторения жизни родителей, придавая уверенность в завтрашнем дне. А ведь, вырастая, неуверенные в себе, в своих возможностях люди страшатся будущего и потому стремятся иметь как можно больше денег или других материальных благ, дабы обеспечить свою психологическую безопасность. И жадность становится для них способом повышения самооценки, возможностью сохранить душевное равновесие по принципу: «Пусть у меня нет того, что есть у вас, зато у вас нет того, что есть у меня». Способствует развитию скупости, порой перерастающей в жадность, и пример постоянной бережливости вовсе не бедных родителей, их стремление приумножить семейный достаток.


Жадина может вырасти и из ребенка, которому с самого раннего детства не хватало родительского внимания, заботы, понимания, ласки и любви.

Эмоционально холодные к собственным детям родители нередко просто откупаются сладостями, игрушками и другими подарками от мешающих каким­-то их важным делам отпрысков. Но дети обычно воспринимают все это как символы любви к ним вечно занятых родителей, как доказательство присутствия в их жизни. А т.к. настоящего присутствия родителей таким детям не хватает, они начинают не только собирать, но еще и сохранять эти «доказательства», не желая ни с кем, а тем более с чужими детьми, делиться ими. И возникает страсть к накоплению и сохранению «богатства». Так что откупающиеся от своих детей подарками родители должны помнить, что этим они растят из своего наследника скупого рыцаря (это в лучшем случае), а то и просто Плюшкина, который будет жаден не только по отношению к окружающим, но даже на себя не захочет потратить лишнюю копейку.

И еще одним из вариантов превращения ребенка в жадину­-говядину является стремление родителей в приказном порядке сотворить из своих отпрысков добрых и щедрых людей. Но постоянные попреки, оскорбления и унижения ребенка, уличенного в жадности, не желающего дать поиграть свою игрушку другому ребенку, нередко приводят к тому, что в силу детского (и особенно подросткового) негативизма дети начинают поступать от противного, всеми силами и способами (от капризов до агрессии) сопротивляясь воле родителей. 

Как ни парадоксально, но единственные дети в семье обычно более щедрые, чем дети, у которых есть братья и сестры, ибо не слишком тактичные, не знающие азов воспитания, не понимающие детской психологии взрослые и не подозревают, что ребенок, которого заставляют делиться своими игрушками с другими, расценивает это как признак меньшей любви к нему. Но зачастую такие родители особенно яростно воспитывают, прессуют своих детей, заставляя их быть щедрыми. Каким может быть результат подобного «воспитания», вы уже знаете. 

Евгений Тарасов, психолог.

Советская Белоруссия № 228 (24858). Среда, 25 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter