О дебюте белорусской команды на всемирном чемпионате профессионального мастерства

Наши руки не для скуки

С 11 по 16 августа наша рабочая молодежь впервые покажет себя на всемирном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills International в Сан–Паулу. К этому глобальному движению, которое объединяет уже 72 страны, где проживает 70 процентов населения земного шара, Беларусь присоединилась в 2014 году. Поскольку тоже уверена: в наш высокотехнологичный век рабочие специальности по–прежнему важны и престижны, а сам рабочий — уже скорее инженер, с множеством навыков и широким набором знаний. Робототехника, нанотехнологии, компьютерные технологии — вы удивитесь, но здесь тоже остро требуются не только золотые головы, но и золотые руки. Да, многие рабочие специальности ушли в небытие, но им на смену приходят новые, которые и будут определять экономику ближайшего века.

На самом деле поездка в Бразилию, признает министр образования Михаил Журавков, — это не совсем «первая проба пера». Сначала мы провели у себя свой, республиканский, конкурс, в котором состязались более 400 ребят. Затем был открытый чемпионат России в Казани. И Беларусь выступила более чем успешно: сплошные призовые места, в том числе и первые. Но Олимпийские игры для молодых профессионалов (так еще называют чемпионат WorldSkills) — естественно, испытание особое. Более 1,2 тысячи конкурсантов из 63 стран мира! Наши участники заявлены в 17 компетенциях и уже год как шлифуют свое мастерство под руководством лучших педагогов и экспертов. Включая международных, замечает ректор Республиканского института профессионального образования Аркадий Шкляр. В Италии стажировались молодые повара, во Франции — столяры, в США — сварщики, в Германии — токари... В общем, мы старались брать лучшее у тех стран, которые в этих специализациях — мировые лидеры. Конечно, от нашей команды ждут успеха, малых и больших побед, но это, наверное, не самое главное. Уже факт участия в столь престижном конкурсе должен вызвать всплеск интереса абитуриентов к профессионально–техническому и среднему специальному образованию, которые, что скрывать, оттеснены в общественном сознании куда–то на задворки как нечто непопулярное. А жаль. В отличие от многих бывших республик Советского Союза Беларусь всегда уделяла большое внимание профтехобразованию, укрепляла его базу — как результат сегодня есть училища и колледжи, которые по оснащению вполне могут конкурировать с вузами и тоже давать прекрасную путевку в жизнь... А еще рабочая элита, которая поедет в Сан–Паулу, может на собственном примере показать вероятным инвесторам, какой у нашей страны кадровый потенциал, что мы можем и к чему стремимся.

Аркадий Шкляр обозначил цель: в перспективе все итоговые экзамены на соответствующие квалификации, как в профессионально–технической школе, так и в среднеспециальной, должны соответствовать комплексным заданиям WorldSkills. Иными словами, международным стандартам в будущем будут соответствовать все молодые специалисты. Тогда и можно будет говорить: вот это кадры! Но то дело отнюдь не завтрашнего дня. Ведь даже состязания в Казани показали: по традиционным квалификациям (повар, кондитер, каменщик, столяр, плиточник) мы выглядим очень достойно. А вот по технологиям, которые связаны, например, с робототехникой, мехатроникой, — проблемы. При хорошей теоретической подготовке практические навыки оставляют желать лучшего. Оборудование — тоже вопрос. Скажем, те токарные станки, которые будут использоваться в Бразилии, в Беларуси есть только у двух предприятий...

Впрочем, жизнь не стоит на месте. В этом году появились очень интересные рабочие специальности, связанные и с микро– и нанотехнологиями, с автоматизацией проектирования, с робототехникой, которые раньше были только в высших учебных заведениях. Активно развивается и система непрерывного образования — от ПТУ к университетам: профтехобразование становится как бы третьей ступенью, сразу после школьной. Но кто будет преподавать рабочие специальности в соответствии со все повышающимися требованиями к ним? Михаил Журавков признает: с этим пока сложно. Здесь нужно и активнее посылать педагогов на стажировки за рубеж, в ведущие компании, лучшие университеты. И сближать учебные заведения с производителями, фирмами, в том числе частной формы собственности. Потому что там технологии, инновации, наукоемкие производства. С каждым годом хорошо бы расширять и такую категорию преподавателей, как приглашенный лектор. Но и сейчас эксперт из–за рубежа, читающий будущим высококвалифицированным рабочим курс, уверяют в Минобразования, совсем не из области фантастики.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 114 (24744). Четверг, 18 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter