О проблемах в сохранении исторического наследия

Наше наследие

В детстве я нашла во дворе своего дома — обычном городском дворе возле неинтересных «хрущевок» — старинную медную монетку. Тонкую, с неровными краями — а на ней всадник с копьем. Это было потрясение! Оказывается, здесь, где асфальт и трансформаторные будки, происходили события, о которых я читала в исторических романах!

Иногда достаточно такой вот маленькой находки, чтобы понять, что ты — маленькая часть большой истории своего народа. Что именно здесь, в твоем городе, происходили рыцарские турниры и философские диспуты, балы, на которых танцевали прекрасные дамы, и кровавые сечи. Что история твоего народа не менее интересна и насыщенна, чем любого другого. Не зря Беларусь называли страной замков! Неправда, что жили тут только «паны сахi и касы», неграмотные и несчастные. Разве забитыми были те наши предки, которые одерживали победы под Грюнвальдом и на Синих Водах, печатали одними из первых в Европе книги и писали на старобелорусском языке мемуары и статуты? Наша история — часть европейской!

Иногда это понимание случается благодаря походу в музей, путешествию, прочитанной книге...

Но хочется, чтобы все же это происходило не случайно, а потому, что есть общее понимание: нельзя жить на родной земле квартирантом, мечтающим сменить жилплощадь на более престижную. Тут должен срабатывать принцип Нестерки... Помните, когда паны спросили у этого народного героя, где центр Земли, он ткнул палкой перед собой. Здесь, где я стою! Не верите? Перемеряйте! Самое главное место для человека — это его родина, самая близкая — родная культура, и что тут доказывать? Франциск Скорина все сформулировал в предисловии к одной из изданных им книг Библии: «Рыбы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».

О том, как воспитать уважение к родной культуре, говорили на совместном заседании Национальной академии наук и коллегии Министерства культуры, которое состоялось в конце прошлого года. Обсуждали, как выполняется программа научного сотрудничества академии и министерства. Люди собрались заинтересованные... И озвучивали не только достижения, но и проблемы. Например, Алесь Суша, заместитель директора Национальной библиотеки по научной работе, рассказал не только о замечательных проектах — факсимильном издании книжного наследия вроде Слуцкого Евангелия и книг Скорины. Но и о том, что не хватает специалистов для научной работы — если в Российской государственной библиотеке работают 25 докторов наук и 139 кандидатов, то в нашем «алмазе знаний» — один доктор и пять кандидатов. Не слишком хорошо пока учреждения культуры знают о проектах и возможностях коллег. А ведь сегодня без объединения «узких специальностей» не обойтись! Например, всех впечатлили 3D–модели памятников архитектуры, созданные в Объединенном институте проблем информатики, теперь и посетители музеев, и школьники на уроке могут увидеть в подробностях, как выглядел, например, Новогрудский замок в то время, когда в нем кипела жизнь, устраивались рыцарские турниры и играли королевские свадьбы. Но чтобы создать такую модель, необходимо объединить действия и программистов, и археологов, и дизайнеров...

Директор Института истории Вячеслав Данилович рассказал о необходимости создания археологической карты Беларуси, а директор музея «Замковый комплекс «Мир» Ольга Попко — не только о сенсационных находках, например, неизвестном ранее портрете одного из Радзивиллов, но и о том, что для реставрации уникальных гобеленов пришлось обратиться к литовским коллегам — в Беларуси таких специалистов нет. Интересные исследования провели в Институте социологии: оказывается, каждый четвертый житель нашей страны предпочитает отдыхать, посещая заведения культуры. Много это или мало? Для сравнения, вдвое больше желающих провести свободное время на природе, а еще больше хотят побыть дома, в компании с телевизором и диваном.

К сожалению, интерес к истории тоже может быть разным. Например, у «черных копателей», тех, кто проводит незаконные раскопки, он тоже присутствует. Об этой категории «любителей» тоже с горечью говорилось на заседании. А кто–то ведь просто срывает охранные таблички с памятников, втихую сносит остатки старого здания, чтобы освободить нужный участок земли, или уничтожает старую могилу, чтобы продать место на кладбище. Увы, прошлое и его знаки кажутся чем–то эфемерным для тех, кто страдает историческим склерозом. Но Владимир Короткевич предупреждал: «Гiсторыя... Мне здаецца, супраць яе больш за ўсе лямантуюць тыя, каму нявыгадна, каб людзi разбiралiся ў сённяшнiм днi».


Советская Белоруссия № 7 (24637). Четверг, 15 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter