«Наша задача – выстроить механизм по выполнению поручений Президента»

Интервью с председателем Могилевского областного Совета депутатов Владимиром Пантюховым

— Владимир Иванович, на недавнем заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь председатель Геннадий Новицкий отметил, что ноябрьский визит 2005 года Президента Александра Лукашенко на Шкловщину и его критика местной власти стали началом новой философии для исполнительной власти. 

— В ответ на справедливую критику главы государства на шкловском совещании в 2005 году мы всерьез задумались, как сделать, чтобы работа по жизнеобеспечению граждан приобрела комплексный характер, как поднять роль и ответственность местных Советов за все подведомственные территории. Это позволит полнее чувствовать и удовлетворять законные пожелания граждан. Словом, как выстроить целостный механизм по выполнению поручений Президента. 

Начинать пришлось, разумеется, с кадров. Еще в прошлом году мы укрепили руководство ряда звеньев Советов первичного и базового уровней. Новым этапом в этом первоочередном деле стали январские выборы в местные Советы депутатов. Состав председателей сельских Советов обновился на треть, а районных — на 40 процентов. С первых дней после выборов предстояло нацелить кадры, надежно увязать текущую работу с перспективной. 

— Наверное, это непростая задача? 

— Мы пошли по пути разработки и защиты личных творческих планов председателей Советов. Все программы развития территории и жизнеобеспечения были тесно связаны личными обязательствами руководителей. И сегодня они все видны как на ладони: и лидеры, и отстающие. Налицо конкретная ответственность за дело. Сразу становятся понятными и меры, которые необходимо принимать в той или иной ситуации. 

Чтобы упрочить связь с населением, мы пошли на радикальный пересмотр и укрепление института старост. В марте—апреле в области проведены их перевыборы. Можно с уверенностью сказать, что двухтысячный отряд единоличных и коллективных органов территориального самоуправления – надежный помощник двух ветвей власти, своего рода гарант бесперебойной, двусторонней связи ее с населением. Нами издан ряд документальных пособий для старост, разработана система их поощрения, а главное, староста стал полноправным участником общественно-политической жизни, почувствовал как внимание к себе, так и свою ответственность. 

К новым формам работы можно также отнести организованное два года назад соревнование среди сельских Советов и старост населенных пунктов. Ведется оно как в области, так и в каждом районе. Результаты мы уже успели почувствовать и оценить: соревнование придало работе дух состязательности, азарта, здорового соперничества. 

Ну и, конечно же, говоря о работе с кадрами, нельзя не коснуться темы их учебы. Все, что предусмотрено Указом № 21, стало для нас неукоснительной программой для выполнения. Особое внимание обращаем на непрерывность системы повышения квалификации, на стажировку вновь избранных председателей. 

— Насколько соответствует решению задач уровень материальной базы местных Советов Могилевщины? 

— Мы старались не распылять средства, а использовать их на приобретение самого необходимого. Обеспечили всех работников низового звена мобильной связью, множительной техникой. В августе прошлого года из областного бюджета выделили 400 миллионов рублей на приобретение компьютеров. Не скрою, моя мечта – охватить локальными компьютерными сетями всю территорию области. Вижу в этом большое подспорье в работе. Вместо «занудной» переписки областной Совет, наши органы на местах будут видеть нужную информацию на экране. И не просто видеть, а оперативно, по ситуации влиять на положение дел. Это и наше время, и наши сэкономленные деньги, это и современные технологии управления, и весомый вклад в выполнение Директивы № 2. 

По отдельному графику, утвержденному председателем облисполкома, ведем капитальные и текущие ремонты зданий Советов. До конца года планируем решить транспортный вопрос. 

Конечно, все это стоит серьезных денег. В общей сложности только в нынешнем году на укрепление материально-технической базы низового звена в бюджете заложено свыше 5 миллиардов рублей. Все эти средства вовремя, а иногда и с опережением, выделяются и осваиваются. Трудно переоценить в этом смысле значение протокола № 34 шкловского совещания с участием главы государства, а также Указа № 21. Я хочу искренне поблагодарить председателя облисполкома Бориса Батуру за его отношение к Советам – от определения совместных задач по улучшению жизни населения до реальной помощи. 

— Владимир Иванович, а что еще, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы система местного самоуправления стала еще более эффективной? 

— Система местных Советов, органов территориального самоуправления – это живой организм, который должен постоянно обновляться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени. Скажем, резко возросший объем задач нам приходится сегодня решать все тем же количеством штатных работников. И в этом случае на первый план выходит высокая ответственность кадров, их инициативность, возможность зарабатывать дополнительные средства в бюджет своим умом и способностями. К сожалению, для этого пока еще созданы не все условия. Считаю, что первую статью Указа № 21 следовало бы дополнить, предусмотрев в ней стимулирование деятельности сельсоветов в самостоятельном пополнении их бюджетов. 

На снимке: Владимир ПАНТЮХОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter