Он покрывает меньше половины издержек столичных транспортников.
Более 100 лет тому назад, 10 мая 1892 года, по улице Захарьевской проехал первый вагон конки с почетными пассажирами, среди которых был и губернатор Минска с приближенной к нему свитой. К тому времени члены городской управы приняли решение об установлении платы за проезд. В любом направлении проезд стоил пять копеек, а между вокзалами — четыре: наверное, из почтения к гостям города. Вот этот день, пожалуй, и можно считать началом рождения коммерческих отношений в столичном транспорте. О том, каковы эти отношения сегодня, мы попросили рассказать заместителя генерального директора «Минсктранса» Ирину Якубовскую.
— Ирина Владимировна, первую скрипку в обилечивании пассажиров конки, затем автобуса, трамвая, троллейбуса играли, как известно, кондукторы. а как обстоят дела сегодня?
— И сегодня профессия кондуктора востребована. Но система продажи транспортных услуг населению включает в себя не только работу кондукторов. К услугам пассажиров кассы автовокзалов и автостанций, сторонние организации, с которыми филиал «Агентство «Минсктранс» заключил специальные договоры. В итоге проездные документы и одноразовые билеты можно приобрести в 3500 торговых точках, расположенных во всех районах города.
Показательна такая статистика: в среднем за месяц минчане и гости столицы покупают около 10 миллионов талонов и 430 тысяч проездных. Общая стоимость этой продукции превышает 15 миллиардов рублей.
— Этой суммы достаточно для полной самоокупаемости городского пассажирского транспорта?
— К сожалению, далеко не достаточно. Если быть предельно точным, уровень окупаемости за шесть месяцев 2009 года составил 48,1 процента. Кстати, за такой же период прошлого года этот показатель был выше — 54,6 процента.
— Чем можно объяснить такую разницу?
— Действующие сегодня тарифы на городские перевозки транспортом общего пользования утверждены решением Мингорисполкома в августе 2007 года. С того времени произошел значительный рост цен и тарифов на составляющие себестоимости перевозок. Цены на автомобильное топливо возросли на 14,5 процента, продукцию производственно-технического назначения — на 28,1, тарифы на электроэнергию — на 40,8, тепловую энергию — на 47,4 процента.
— Ирина Владимировна, сегодня стоимость разового проездного билета в автобусе, трамвае, троллейбусе городского назначения — 600 рублей. Сколько он должен стоить, чтобы городской пассажирский транспорт стал окупаемым?
— Примерно 1720 рублей, то есть в 2,9 раза выше теперешнего.
— Другими словами, пришло время несколько подкорректировать оплату проезда в коммунальном пассажирском транспорте?
— С учетом роста цен на ГСМ, теплоэнергоресурсы, запчасти к подвижному составу, повышения объемов транспортной работы, думаю, можно ответить на поставленный вопрос утвердительно. В разумно обоснованных пределах оплата проезда в общественном городском транспорте должна быть несколько выше существующей, хотя мы понимаем, что убыточность городских пассажироперевозок закономерна и объективна, поскольку работа общественного транспорта является частью государственной системы социальной поддержки населения.