Наш Модестище

Сегодня ведущие солисты Национального театра оперы собрали чемоданы и уехали в Германию и Австрию с гастролями.
Сегодня ведущие солисты Национального театра оперы собрали чемоданы и уехали в Германию и Австрию с гастролями.

До 23 июля в заграничном репертуаре наших артистов две оперы: "Аида" и "Набукко". "Это будут продолжительные и утомительные гастроли", - начала нашу традиционную встречу по итогам театрального сезона художественный руководитель оперы Маргарита Изворска.

Однако, подводя итоги, следует все же остановиться на том, что в главном театре страны на прошлой неделе случилась важная премьера: "Хованщина" Мусоргского. О ней, глобальной, и стоит поговорить. Новый худрук театра г-жа Изворска, приступая к работе над "Хованщиной", разумеется, понимала, с какой ревностью и вниманием ожидает театральный люд эту постановку. Долгое время Маргарита Николовна занималась искусством в основном теоретически: защищала диссертацию, писала теоретические труды. С ее назначением в прошлом году на роль худрука Театра оперы в культурной среде, как это часто бывает, пошли не только доброжелательные разговоры. Изворской, стало быть, необходимо было выпустить такую премьеру к 70-му юбилейному сезону, после которой всем и вся будет ясно, что навыки большого художника за время отсутствия в театре ею не утрачены. Наоборот, и Театру оперы, и его обновленному коллективу по зубам "Модестище", как ласково называли гения-гиганта Мусоргского друзья. Его народно-музыкальная драма "Хованщина" считается одним из величайших и одновременно сложнейшим музыкальным произведением, "вытянуть" которое способны считанные оперные театры мира.

"Провал или победа?" - вот, пожалуй, самый частый вопрос в эти дни, если речь идет о белорусской премьере "Хованщины". Прежде чем предоставить слово именитым зрителям новой постановки, должна вспомнить нашу встречу с Маргаритой Николовной, ее слова, что "Хованщину" театр готовил в рекордно сжатые сроки. Весь коллектив - от рабочего сцены до дирижера-постановщика - репетировал без выходных. За эти месяцы Маргарита Изворска имела возможность убедиться в том, что под ее началом работают единомышленники, фанатично преданные своему делу. Театр к работе над "Хованщиной" приступил, так сказать, в кредит. Комбинат по изготовлению декораций взялся воплощать замыслы питерского художника Вячеслава Окунева тоже в кредит и костюмы также... Словом, за прошедший сезон в Театре оперы так и не появился спонсор или попечительский совет, который мог и хотел бы себе позволить развлекаться оперой, финансово поддерживая спектакли. Пока наши бизнесмены не клюют на высокий жанр, театр выпускает одну премьеру в год, и то - большое счастье.

Нервозность, с которой современникам пришлось воплощать великие идеи Мусоргского, наверняка создавала нужную атмосферу в работе над постановкой оперы о смутных временах стрелецких бунтов на Руси XVII века. "Не могу вспомнить другую оперу, - сказала г-жа Изворска, - которая была бы сегодня так актуальна". Проблемы веры, фанатизма, взаимоотношений народа с властью в "Хованщине" - вот что искали в замыслах Мусоргского и художник-постановщик Маргарита Изворска, и музыкальный руководитель спектакля Геннадий Проваторов - "дирижер-мыслитель", как называет его Маргарита Николовна.

За пультом дирижера и в первый, и во второй дни премьеры стоял Геннадий Пантелеймонович. Наш театр взял редакцию Мусоргского - Шостаковича, она слывет более глубоким и суровым прочтением "Хованщины", чем вариант Мусоргского - Римского-Корсакова. Редакция Шостаковича и более продолжительная - 6 сцен, одна за другой, премьера "Хованщины" закончилась около 11 вечера. Безусловно, просмотр такой масштабной оперы от светлой сцены рассвета на Москве-реке до финального самосожжения - это труд души незаурядной.

Разумеется, иные сцены "Хованщины" будут дорабатываться, детализироваться. Художнику-постановщику Изворской хотелось бы усовершенствовать психофизиологию, интонационное звучание спектакля, и тогда, считает она, можно ехать в Москву на гастроли в Большой театр и соревноваться там с московской постановкой "Хованщины".

Одним из итогов прошедшего сезона в Театре оперы стал уход с поста главного дирижера Александра Анисимова. Сейчас в театре объявлен конкурс на эту вакансию, пока обязанности исполняет молодой дирижер Вячеслав Чернухо.

А 26 июня гала-концертом солистов и оркестра белорусской оперы завершится 70-й, как видно, не самый спокойный из театральных сезонов. К удовольствию собственному и всех любителей оперы констатирую: современное развитие одного из главных театральных коллективов страны идет по нарастающей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter