Бельский о том, из чего складывается экономическая безопасность Беларуси

Наш бренд — стабильность

В Академии управления при Президенте Республики Беларусь состоялась заключительная лекция, приуроченная к 75-летию РГОО «Белорусское общество «Знание». Она была посвящена основным тенденциям и перспективам развития национальной экономики в глобальном контексте. Провел ее помощник Президента Республики Беларусь по вопросам финансово-кредитной системы, доцент, доктор экономических наук Валерий Бельский. Он говорил о достоинствах нашей экономики, проблемах, которые удалось преодолеть, и задачах, которые предстоит выполнить.

Валерий БЕЛЬСКИЙ.

Экономика выжила в лихие 90-е

Устойчивость любого государства всегда определялась тремя составляющими — сильной властью, сильной экономикой и сильной армией. Все эти составляющие связаны между собой. В данной связи вспомним, как развивалось молодое независимое белорусское государство в начале 1990-х. 

Бывшие советские предприятия, выпускающие станки и оборудование, сельскохозяйственную технику, высокотехнологические товары, оказались в сложной экономической ситуации из-за непаритета цен. Стоимостные пропорции были нарушены из-за переориентации энергетических и сырьевых ресурсов на зарубежные рынки и роста цен на них до уровня мировых. Новых собственников «заводов, газет, пароходов», получивших конкурентные народные активы в результате сомнительной приватизации, интересовало преимущественно собственное обогащение, которое мерялось водоизмещением яхт, площадью апартаментов в Лондоне и Монако. 

Повсеместно на всем бывшем советском пространстве начали останавливаться предприятия, в первую очередь крупные — как мы говорим, флагманы. Люди теряли работу, перебивались подсобным хозяйством. Царил хаос, от рэкета страдал зарождающийся малый частный бизнес. Особенно тяжело переживали этот период республики, зависящие от своих контрагентов за рубежом. В том числе Беларусь, которую называли «сборочным цехом» Советского Союза в его поздний период. 

Сильное потрясение наша экономика испытала и в связи с прекращением хождения советского рубля. Фактически, как отмечал Глава государства, нас вытолкали из единого валютного пространства. Получив национальную расчетную единицу, экономические проблемы пытались гасить эмиссией. Опыта суверенной денежно-кредитной политики не было, разогнали инфляцию. Ее уровень в 1993 году измерялся даже не процентами. Почти 20 раз. Реальные располагаемые доходы населения упали на треть.

Во время лекции.

Наш антикризисный план

Ситуация стала выправляться с 1994 года, после выборов Президента страны, на которых победил Александр Лукашенко. Одним из столпов его программы было обещание запустить предприятия. 

Этот тезис планомерно реализовывался. К середине 1990-х экономические стимулы были почти нивелированы. Поэтому использовались и так называемые нерыночные методы. Выполнение задачи обеспечивалось жестким административным нажимом, если иных вариантов не было. Многие предприятия работали с убытком, однако ситуация постепенно стала выправляться. Нельзя сказать, что такая экономическая политика неэффективная. Это на первый взгляд. При более глубоком анализе как раз наоборот. Даже убыточные предприятия генерируют добавленную стоимость, которая служит источником накопления и потребления, в том числе общественного. Принятые меры постепенно стали приносить свои плоды. Одновременно решалась задача выхода на рентабельную работу. 

Уже в 1996 году зафиксированы положительные темпы прироста реальных располагаемых денежных доходов населения, которые составили 113,5 процента. К настоящему времени рост доходов населения превзошел пятикратное значение. Доля населения, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума, в последние годы не превышала 5 процентов. А ведь в 1990-е доходила до 40 процентов.

У нашего Президента с самого начала была программа, как сочетать преимущества рынка и плана, государственного участия в экономике и частного предпринимательства. В результате постепенно страна стала выбираться из пропасти, накапливая ресурсы для инвестиций и повышения эффективности экономики.

На паузу были поставлены решения сомнительного толка. Например, чековая приватизация. Хотя это является определенной проблемой, так как сдерживает развитие фондового рынка. Зато бизнес ценит созданное и купленное. Выживаемость вновь созданных предприятий в Беларуси одна из самых высоких в мире.


Одним из мифов о Беларуси является сохранение здесь островка советского прошлого. Однако он абсолютно не соответствует действительности. В государственной собственности сохраняются лишь «командные высоты в экономике» — крупные субъекты хозяйствования, определяющие технологический уровень промышленности, экономическую безопасность, системообразующие и градообразующие предприятия — БЕЛАЗ, БМЗ, МТЗ, МАЗ, «Гродно Азот», «Беларуськалий», БКК, Беларусбанк. 

Озвученная Президентом стоимость «Беларуськалия» в 30 миллиардов долларов объективна. Перспектива получить доступ к белорусским государственным активам такого уровня была одной из причин зарубежного финансирования деструктивной деятельности в нашем государстве как в 2020 году, так и ранее. 

Опора — на собственные ресурсы

В текущем году агропродовольственный комплекс принесет около 8 миллиардов долларов выручки. Официально. Сколько составил неорганизованный розничный экспорт, сложно оценить. Только по безвизу из Литвы, Латвии и Польши к нам приехали более 350 тысяч человек. 

На примере села следует рассматривать и необходимость ухода от упрощенных подходов оценки эффективности инвестиций. Есть такое понятие, как многофункциональность отрасли. Не выращиваешь сельскохозяйственную продукцию — все равно должен ухаживать за территориями. Не работают предприятия — плати безработным или получай рост социальной базы различных девиаций. Эти потенциальные расходы отказа должны быть зачислены в актив села. Да и города не резиновые. После распада СССР Минск прирос на 400 тысяч человек. Каждый пятый белорус живет в столице. Это много. Поэтому Главой государства столько внимания уделяется развитию экономического и социального потенциала регионов.

На местных ресурсах государство построило и лесоперерабатывающую отрасль.


По оценкам, продукция леса обеспечивает не менее 4 миллиардов долларов экспортной выручки. Глубина переработки увеличилась более чем в два раза. То есть село и лес в совокупности обеспечивают экспортную выручку в объеме, превышающем стоимость атомной электростанции, аналогичной построенной в Островце. Это достижение. Беларусь стала атомной державой. 

Весь наш опыт показывает, что в любой, даже самой благоприятной ситуации необходимо иметь собственную альтернативу зарубежным поставкам: сегодня Беларусь в состоянии производить спутники дистанционного зондирования Земли с параметрами на уровне лучших мировых образцов, медицинское оборудование, сложные машины и оборудование.

Нашим брендом стала стабильность. И уверен, она принесет нам немалые дивиденды уже в ближайшее время. Нам не свойственно вихляние ни в политике, ни в экономике. И чем больше за рубежом люди страдают от кризиса энергетики, некомпетентности своих политиков, тем больше они будут говорить о Беларуси и выбирать нашу страну для жизни и работы. Она является своего рода экономическим и социальным «Ноевым ковчегом». Здесь можно переждать бурю.

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter