Как заработать на капусте

Нарубили капусты

Неужели капуста у нас в дефиците? На это предположение, уверен, резко возразят руководители агрокомплекса и торговли, отвечающие за наполнение рынка. Они с цифрами докажут, что на хранение всего заготовлено с избытком. Граждане, которые в этот период массово солят и квасят капусту или запасают вилки в сыром виде, тоже подтвердят: с овощем никаких проблем, купить его можно на каждом шагу. Да еще и в период проходящих по всей стране сельхозярмарок. Спросите, откуда странное предположение?..

Давно известно, что спекулянт является весьма точным маркетинговым барометром: он обогащается на дефиците. Так было в советские времена, когда фарцовщики делали бизнес на джинсах, так и сейчас. И хотя место спекулянта занял перекупщик, сути это не меняет. Он зарабатывает там, где больше ценовая вилка, маржа. Как вы думаете, на чем сегодня можно быстро обогатиться?

Специалисты Департамента финансовых расследований изобличили в Бресте организованную преступную группу, которая, «осуществляя незаконную предпринимательскую деятельность», заработала более 25 миллиардов рублей. Преступление само по себе неординарное. Именно так его в разговоре с корреспондентом «СБ» охарактеризовал начальник отдела ДФР Юрий Кардымон. Такие большие деньги преступники заработали... на капусте. Всего за пять месяцев. На троих. Сумма еще и потому поражает воображение, что жители всей Брестской области потратили на осенних ярмарках почти столько же — 24 миллиарда рублей.

Криминальная троица обошлась без транспорта и складов. За наличные закупала в Польше капусту, которую в Беларусь доставлял сам продавец. На территории брестского предприятия его уже ожидали покупатели со своими фурами, в которые капуста оперативно перегружалась. Нарушение состояло в том, что бизнесмены действовали без регистрации в качестве субъекта хозяйствования. При этом везли в страну сотню партий овощей, преимущественно белокочанной капусты, общим весом более двух тысяч тонн! Был наложен арест на три легковые машины, принадлежащие фигурантам, они сами были взяты под стражу, позже двое выпущены под подписку. Дело как дело, следствие продолжается.

Возникают вопросы иного свойства. Свои операции дельцы проворачивали с февраля по июнь. Вопрос: где они брали в Польше свежую капусту? Я задал его специалистам академического института овощеводства в Самохваловичах. Оказалось, что соседи выращивают кочаны не только в открытом грунте, но и в теплицах. А у нас? «Нет, не слышали». Это странно, ведь климатические условия стран близки. Возможно (происхождение продукта не было для следователей делом первостепенным), капуста хранилась на складах. Тогда следующий вопрос: а чем плохи наши склады?

Приходилось их видеть. Например, во время семинара по проблемам хранения овощей, который проводил Минский облисполком. Или во время поездок со специалистами госконтроля, которые контролировали закладки Белкоопсоюза в стабфонд. Это функциональные склады. Но построены в большинстве своем еще в советское время, внутри механизация простецкая, снаружи выглядят неказисто. Их не сравнить с огромными логистическими терминалами — по существу, теми же складами, — которые как грибы растут вдоль главных магистралей по всей стране.

Спросил в минском областном Комитете госконтроля: есть ли примеры строительства столь же современных овощехранилищ? Таковых, увы, нет. Еще раз повторю, ссылаясь на компетентное мнение уже специалистов госконтроля: овощей нам с избытком хватит до следующего урожая! Их закладка постоянно мониторится. В этом и следующем году контроль будет даже серьезнее, поскольку к хранению стабфондов по настоянию КГК подключены частные фермерские хозяйства.

Специально оставляю в стороне санкционную сторону вопроса, даже допуская, что часть капусты уходила в Россию. Известно, что проблема есть, ситуация отслеживается, о выявленных нарушениях мы тоже периодически узнаем. Речь о другом. Капуста имеет не только сезонный — круглогодичный спрос. Мне не пришлось долго искать специализированные сайты, на которых соседствуют российские оптовики с их ценами и партиями («на промпереработку, не менее 100 тонн») и предложения наших производителей. Их множество, из разных регионов.

Но если с февраля по июнь (в прошлом году стабфонды тоже были под завязку) нишу спроса занимают — и хорошо зарабатывают! — не они, а перекупщики, то что это означает? Что в этот период капусты белорусского производства в нужном количестве, нужного качества и по хорошей цене просто нет. Это также показывает, что в нашем агрокомплексе, который мы заслуженно считаем современным и высокопроизводительным, есть что интенсифицировать. Иначе не завоевать новые рынки и не сохранить прежние. Разве не в этом стратегическая задача нашей экспортно ориентированной экономики?

Между прочим, по признанию главы российского Минсельхоза Александра Ткачева, закрыть дефицит овощехранилищ страна сможет не раньше чем через 5 — 10 лет. Но ведь закроют, построят! Будет ли тогда нужна наша капуста? Или кто–то из начальников горько посетует: несем, дескать, убытки, спрос упал.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 218 (24848). Среда, 11 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter