Наркоперекос: много бед и много слез

Устранить перекос, допускаемый при пресечении наркобизнеса на территории нашей страны, — такую задачу предстоит решить в ближайшее время правоохранительным органам Беларуси

Устранить перекос, допускаемый при пресечении наркобизнеса на территории нашей страны, — такую задачу предстоит решить в ближайшее время правоохранительным органам Беларуси. О том, почему появилась такая проблема, и о путях ее решения корреспондент «Р» вел речь в интервью с начальником управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел Генеральной прокуратуры Валерием КОВАЛЬЧУКОМ.

— Непросто, Валерий Иванович, противостоять распространению наркотиков. Складывается впечатление, что, несмотря на принимаемые меры, они наращивают свое присутствие… 

— Это действительно так. В сферу незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров вовлечена значительная часть населения Беларуси. Число наркозависимых за десятилетие увеличилось в стране в три раза и в настоящее время составляет 127 человек на 100 тысяч населения. Особенно активно данные негативные процессы распространяются в молодежной среде. Так, в ходе проведенного недавно социологического исследования около 40 процентов студентов столичных вузов указали при опросе в анкетах, что их друзья употребляют наркотики. 

Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, стабилизации обстановки по пресечению наркобизнеса не произошло. В 2004 году выявлено свыше 6000 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в 2005-м – 5489, в минувшем году – 4959. 

  Может быть, наркоборцы реабилитируют себя за счет качества своей работы? 

— В том-то и дело, что дает о себе знать досадный перекос. Доля  выявленных в последнее время преступлений, связанных со сбытом наркотиков, составляет менее 40 процентов. По-прежнему к уголовной ответственности в основном привлекаются потребители наркотических средств, зачастую больные, наркозависимые люди. А вот работа по установлению и привлечению к уголовной ответственности лиц, занимающихся сбытом наркотиков, ведется неэффективно. Среди них, кстати, фигурируют не только мелкооптовые сбытчики, но и преступные группы и организации. Как правило, они глубоко законспирированы, имеют от своего запрещенного промысла солидные барыши. Хорошо известно, что самый высокий уровень доходов дает торговля оружием, наркотиками и людьми. 

— И каким образом прокуратура этот перекос устраняет? 

— Недавно мы обобщили следственную практику и состояние прокурорского надзора по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков, именно касающимся их сбыта. Пришли к выводу, что оперативность и качество расследования уголовных дел данной категории низкие. Повсеместно следователями органов внутренних дел нарушаются требования ст. 18 УПК Республики Беларусь о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств уголовного дела. Подтверждением тому является отмена прокурорами всех уровней незаконных решений по 63 процентам приостановленных производством дел. Например, в Минском районе имели место факты принятия незаконных решений в отношении конкретных подозреваемых в сбыте наркотиков. В Пинске незаконно прекратили уголовное дело. После вмешательства Генеральной прокуратуры его довели до логического конца, виновный осужден к восьми годам лишения свободы. Немало претензий есть и к прокурорским работникам. 

— У правоохранителей есть такой острый и в общем-то эффективный инструмент, каковым является оперативный эксперимент. Он широко используется в борьбе с преступлениями коррупционной направленности. А как используются возможности оперативного эксперимента, других оперативных мероприятий, прописанных в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в борьбе с таким зачастую, как вы отмечали, глубоко законспирированным злом, как наркобизнес? 

— В минувшем году в производстве оперативных подразделений управлений наркоконтроля и противодействия торговле людьми находилось значительное количество дел оперативного учета, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из которых только около трети связаны с их сбытом. К сожалению, выявленные в минувшем году каналы не оказали заметного влияния на состояние криминогенной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков в масштабах не только страны, но и отдельно взятого региона. Оперативная работа нередко сводится в основном к проведению проверочной закупки и последующему осуществлению оперативного эксперимента в целях привлечения по его результатам разрабатываемого лица к уголовной ответственности. 

Отмечу, что иногда  при проведении оперативно-розыскных действий выявляются нарушения законности не только прокурорами, но и самими органами внутренних дел. Как правило, реагирование бывает своевременным и жестким, иногда это сопряжено даже с увольнением, а то и привлечением к уголовной ответственности виновника нарушений. Об этом СМИ не раз сообщали, в том числе и газета «Рэспубліка».    

К сожалению, возможности оперативных разработок недостаточно используются по перспективным материалам, требующим высокого профессионального мастерства. Прежде всего это касается оперативного внедрения в преступное формирование. А без таких мероприятий сложно разоблачить деятельность организованных преступных структур. 

— В Уголовном кодексе есть любопытная статья 38 «Пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию». В ней сказано: не подлежит уголовной ответственности лицо, которое, выполняя в соответствии с действующим законодательством специальное задание по предупреждению или раскрытию преступления и действуя с другими его участниками, вынужденно совершит преступление. Эти правила не применяются  к лицу, совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление, связанное с посягательством на жизнь или здоровье человека. Данная статья работает при изобличении лиц, занимающихся сбытом наркотических средств? 

— Практически не работает, констатировалось на коллегии Прокуратуры Республики Беларусь, обсудившей недавно следственную практику и состояние прокурорского надзора по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков. Не обеспечивается использование в полной мере и иного потенциала, закрепленного Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». При организации борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков наметился упрощенческий подход в виде неоправданного сосредоточения основного внимания на так называемом цыганском вопросе явно в ущерб иной тематике. В то же время крайне редко выявляются факты коррупции в сфере наркотиков со стороны должностных лиц, в том числе из правоохранительных органов, оказывающих крайне негативное влияние на состояние криминогенной обстановки. 

— Решение коллегия Генеральной прокуратуры приняла очень серьезное. Поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда работников прокуратуры. Как считаете, Валерий Иванович, ситуация изменится в лучшую сторону? 

— Такая уверенность есть. Не случайно Генеральная прокуратура Республики Беларусь в последнее время регулярно выносит вопросы по противодействию незаконному обороту наркотиков на  заседания коллегии. Я думаю, что совместно с другими правоохранительными органами нам раньше или позже удастся переломить создавшуюся ситуацию, устранить возникшие перекосы. 

В данном случае по результатам проверки, а также в соответствии с решением коллегии Генеральным прокурором Республики Беларусь было направлено министру внутренних дел представление «Об устранении нарушений  законодательства при раскрытии и расследовании преступлений о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоры, а также при проведении оперативно-розыскной деятельности по установлению виновных лиц». 

Реагирование на него получено то, которое мы и ожидали. С целью недопущения фактов нарушения законодательства при выявлении и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, в МВД и территориальных органах внутренних дел проведены оперативные совещания, служебные проверки. К сотрудникам, осуществлявшим ненадлежащий ведомственный контроль и допустившим недостатки при проведении оперативно-розыскной деятельности, предварительном расследовании уголовных дел, применены меры дисциплинарного воздействия. Всего к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 15 сотрудников подразделений ГУПР и 22 сотрудника подразделений по наркоконтролю, произведен ряд организационно-штатных изменений. Разработаны и направлены на места документы, регулирующие вопросы, связанные с проведением тех или иных оперативно-розыскных мероприятий. Руководством МВД планируется осуществить и другие решительные  меры, направленные на недопущение нарушений законодательства в этой сфере… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter