Напоим Европу…

Белорусы переходят с минеральной на питьевую бутилированную воду

Говорят, что за всю жизнь человек пропускает через себя в среднем до 100 кг вредных химических веществ. Помочь организму может употребление чистой воды — медики советуют выпивать не меньше 6—8 стаканов в день. Если бы каждый из нас хотя бы приблизился к этому показателю, производители бутилированой воды не знали бы отбоя от заказов: те самые 1,5—2 л средний белорус растягивает на месяц, но культура пития постепенно меняется. Сегодня отечественные потребители начинают экономить на минералке, но от питьевой воды отказываться не спешат. Однако в целом эти группы напитков по итогам текущего года могут оказаться «в минусе», прогнозируют эксперты.

В январе-феврале производство минеральной воды уже снизилось на 12,4 % к январю-февралю 2008-го, питьевой — выросло на 8,6 %, сообщает Белстат. «Начиная с 2000 года производство безалкогольных напитков в Беларуси постоянно увеличивается, — рассказала начальник отдела Научно-практического центра НАН по продовольствию Татьяна Тананайко. —  Но если минеральная вода держится примерно на одном уровне, то питьевая демонстрирует очень высокую динамику».

Впрочем, на одного жителя Беларуси по-прежнему приходится очень небольшой объем того, что принято потреблять во многих зарубежных странах, особенно европейских. Например, в прошлом году один чех выпил примерно 160 литров безалкогольных напитков, поляк — 120, россиянин — 60, а белорус — не больше 30. Эксперты отмечают: менталитет наших потребителей постепенно меняется, в том числе и в отношении чистой воды.

Особенно активны столичные жители — здесь формируется новый стиль потребительского поведения. Стоит отдать должное и некоторым производителям, которые с успехом организуют доставку в офисы и квартиры огромных бутылей с чистой водой. Не случайно потребление этого напитка ежегодно прирастало чуть ли не в 1,5—2 раза.

В прошлом году в Беларуси произвели 370,9 млн. полулитров минеральной воды, почти на 5 % меньше, чем в 2007 году. Особенность этого сегмента белорусского рынка в том, что значительную его долю, около 80—90 %, делят между собой всего три производителя. Это СООО «Дарида», СП «Фрост и К» ООО, ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков (МЗБН)».

Если брать группы безалкогольных напитков в целом, то здесь стоит отметить явное лидерство ИП «Кока-кола» (с долей рынка 26,6 %), СООО «Дарида» и ЗАО «МЗБН» (по 17—18 %), ООО «Вейнянский родник» и СП ООО «Акватрайпл» (по 5—6 %). Всего в республике, по оценкам Татьяны Тананайко, действуют до 70 производителей безалкогольных напитков, но большинство из них достаточно мелкие, включая небольшие цеха.

Минеральные воды, производимые в Беларуси, делятся на две основные группы — столовые и лечебно-столовые. «Это напитки со слабой минерализацией, которые в большинстве своем подходят для каждодневного использования, — рассказывает начальник отдела маркетинга СП «Фрост и К» ООО Эдуард Чурлей. — Их можно использовать для профилактики, не опасаясь передозировки». Доля продаж отечественных предприятий, по оценкам, составляет около 95 %. Импортеры закрепились в сегменте лечебных вод, цены на которые значительно выше средних по рынку. «В основном поставки идут из России и Украины, немного из Грузии и Молдовы, — поясняет Татьяна Тананайко. — В общей сложности импорт минеральной воды в республику растет». На рынок поставляются в большинстве своем хорошо известные белорусам бренды, такие как «Боржоми», «Ессентуки», «Нарзан», традиции потребления которых формировались десятилетиями.

Между тем экспорт минеральной воды из Беларуси тоже увеличивается — в основном в Россию, Украину, страны Балтии. «Отечественная продукция пользуется спросом у зарубежных потребителей благодаря своему природному происхождению, — рассказывает Эдуард Чурлей. — Что касается вкусовых свойств и качественных характеристик, то здесь никаких препятствий для экспорта нет». Особенность минералки в том, что ее не отправишь за рубеж в цистернах или бидонах — только в бутилированном виде.

Впрочем, все транспортные издержки оправдывают себя, и по цене белорусская вода вполне конкурентоспособна на рынке ЕС. Предприятия, получившие европейские сертификаты качества, сегодня ведут активные переговоры с зарубежными партнерами об увеличении поставок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter