Наниматель и работник в одном лице…

Зачем предпринимателям объединяться в профсоюзы?

Зачем предпринимателям объединяться в профсоюзы?

Отношения между предпринимателями и органами государственной власти в последнее время развиваются достаточно активно. Но что собой представляет бизнес как самостоятельная профессиональная сила, насколько высок уровень консолидации в этой среде? В общественном сознании пока не сформировалось четкое представление о деятельности различных союзов, бизнес-ассоциаций, клубов, что порождает определенные стереотипы о профсоюзном движении среди предпринимателей.

Стереотип 1. Предприниматели – это немногочисленная, но монолитная группа людей, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Это не совсем так. Негосударственный сектор экономики достаточно обширен, но при этом отличается неоднородностью состава, поскольку его становление происходило по нескольким направлениям. Во-первых, предпринимательство в Беларуси появилось в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности (т.е. работники предприятий, не делая никакого выбора, автоматически стали субъектами нового сектора экономики). Во-вторых, шло создание предприятий за счет собственных средств граждан и иностранных инвестиций. Кроме того, существует и официально не зарегистрированная предпринимательская деятельность. Согласно данным Министерства по налогам и сборам, в 2009 году в сфере малого бизнеса, с учетом ИП и их наемных работников, было занято 20,4 % экономически активного населения.

Стереотип 2. Поскольку индивидуальный предприниматель выступает в одном лице наемным работником и работодателем, то чьи интересы и перед кем ему отстаивать?

В настоящее время наиболее активную позицию в выражении своих интересов занимают бывшие государственные предприятия, выкупленные или акционированные трудовыми коллективами, а также крупный частный бизнес, заинтересованный в легальной деятельности и связывающий свои перспективы с Беларусью. На крупных предприятиях существовавшая система защиты прав трудящихся в результате экономических преобразований модифицировалась. При этом на многих предприятиях, где учредителями выступают частные лица, наемным работникам предоставляются более весомые социальные пакеты, чем предусматриваемые коллективным договором. Представители малых и совместных предприятий лишь в последнее время проявляют стремление к консолидации. Согласно действующему законодательству, для индивидуального предпринимателя главный работодатель (в классическом понимании этого слова) – это государство. Отличие предпринимателя-индивидуала от наемного рабочего на предприятии состоит в том, что он действует от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, вкладывает в свой бизнес собственный капитал, зависит от знакомств и личных связей. Следовательно, профсоюз индивидуальному предпринимателю необходим, чтобы защитить его экономические и социальные права. У профессионального союза, как общественной организации, есть шанс отстоять интересы не только одного предпринимателя, но и целой группы предпринимателей легитимным путем.

Стереотип 3. Предприниматель – это не профессия. По каким признакам объединяться новым субъектам хозяйствования?

Действительно, самые первые опросы «новых белорусов» показали, что они не проявляют заинтересованности в профессиональном росте. Скорее всего, это происходило по причине недопонимания сути предпринимательства его субъектами как самостоятельной профессиональной деятельности со своими законами. Однако результаты республиканского социологического исследования, проведенного отделом экономической социологии и социальной демографии Института социологии НАН Беларуси в 2009 г., свидетельствуют о существенных изменениях в сознании предпринимателей. Они почти в 3 раза чаще, чем остальные работники, стремятся реализовать личные способности и в 1,5 раза больше используют свои знания, опыт и квалификацию. Как ни странно, индивидуальным предпринимателям профсоюз более подходит по определению, так как предприниматели добровольно объединяются по профессиональному признаку как в производственной, так и в непроизводственной сфере. Так, существует профсоюз продавцов вещевых рынков (например, ТД «Ждановичи», минского стадиона «Динамо»), общепита (ОАО «Сайгон» на территории ТД «Ждановичи»), таксистов (ППО «Минское такси») и т.п. Отсюда следует, что объединение предпринимателей по объективно сложившимся условиям целесообразно проводить внутри каждой группы с учетом ее специфики.

Стереотип 4. Профсоюз на предприятии давно выполняет функции собеса – выдает материальную помощь по различным поводам.

Следует отметить, что в среде предпринимателей на первый план выходят требования защиты трудовых и социально-экономических интересов, то есть то, с чего и началось само профсоюзное движение. Именно в негосударственном секторе экономики профсоюзы стремятся максимально реализовать особенно актуальные сегодня функции сохранения и создания новых рабочих мест, организации цивилизованных трудовых отношений, создания безопасных условий труда и обеспечения достойной его оплаты.

Стереотип 5. Государство создало множество структур для оказания поддержки малому бизнесу, которые в реальности не помогают.

Основная проблема в том, что правовую и информационно-консультационную помощь в созданных государством структурах часто оказывают юристы-теоретики, далекие от реальной предпринимательской жизни. С другой стороны, новые субъекты социально-экономического взаимодействия не сразу и не очень активно проявляли интерес к выражению своих интересов.

Это породило еще один, наверное, самый опасный, —

стереотип 6 о пассивности существующих профсоюзов предпринимателей.

Анализ работы действующих предпринимательских профсоюзов показывает, что наиболее результативными являются меры, направленные на разрешение проблем, возникающих в результате финансовой политики государства. Что касается предложений в области макроэкономики, то зачастую, признавая их актуальность и целесообразность, государственные органы принимают их либо со значительными поправками, либо с существенным опозданием. Сам процесс консолидации индивидуальных предпринимателей в Беларуси сложен и неоднозначен, поскольку проходит в условиях жесточайшей внутренней конкуренции. Однако белорусские предприниматели заинтересованы в стабильном развитии социально-экономической системы, поэтому не делают ставку на крайние меры влияния (забастовки, митинги). А это значит, что становление профсоюзного движения в этой среде носит эволюционный характер.

Ирина АНДРОС, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter