Налоги — фундамент государства

Анна Дейко: В системе электронного декларирования уже более 1500 субъектов хозяйствования

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации, став необходимым звеном экономических отношений в обществе. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Сегодня нельзя представить развитие страны без четкой и повседневной работы тех, кто собирает налоги в бюджет. Накануне их профессионального праздника — Дня работников налоговых органов наш корреспондент побеседовал с министром по налогам и сборам Республики Беларусь Анной Константиновной ДЕЙКО (на снимке).

— Анна Константиновна, накануне профессионального праздника принято подводить итоги, оценивать результаты проделанной работы.

— Главная задача налоговой службы — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Более 70 процентов доходов консолидированного бюджета страны ежегодно формируется за счет поступлений, контролируемых налоговыми органами, тем самым создается надежный фундамент для обеспечения экономической безопасности государства, социальной сферы и поддержания правопорядка.

В 2008 году обеспечено выполнение не только плановых назначений, но и дополнительных поступлений. Формирование доходной части консолидированного бюджета в текущем году осуществляется в непростых условиях. Принятый правительством комплекс первоочередных антикризисных мер, направленный на поддержку предпринимательства и всестороннюю либерализацию экономики, позволит не допустить серьезного спада экономики, а значит, и резкого уменьшения объ-емов налоговых поступлений.

По предварительным данным, бюджет января — июня текущего года складывается в рамках запланированных объемов первого полугодия. Хотя, конечно, это непросто, но налоговая служба мобилизует все свои резервы, чтобы выполнить намеченные планы.

— Как, на ваш взгляд, можно оценить уровень собираемости налогов в Беларуси?

— Благодаря повышению эффективности работы по всем направлениям на протяжении ряда лет налоговая служба стабильно выполняет плановые назначения.

При этом за последние годы у нас сложилась устойчивая тенденция сокращения уровня задолженности по платежам в бюджет. Это результат кропотливой и упорной работы по формированию в нашем обществе налоговой культуры. Сегодня важно оказать практическую помощь плательщику в изыскании средств для погашения долгов и укрепления его платежной дисциплины.

В нынешних непростых условиях экономической деятельности можно было столкнуться с ростом задолженности по расчетам, но нам удалось этого не допустить. Так, фактически на 1 июля текущего года задолженность составила 0,1 процента к доходам бюджета. Целенаправленная и последовательная работа налоговых органов по формированию налоговой культуры плательщика, формирование в его сознании нетерпимости к неуплате налогов обеспечивает этот конкретный результат.

— Нередко Беларусь обвиняют в излишне усложненной налоговой системе, оперируя значительным количеством налогов…

— Критика налогового законодательства звучит во всем мире, идеального налогового законодательства, которое устраивало бы всех и каждого, не существует. Наша система налогообложения нейтральная, ее структура не отличается от структуры в зарубежных странах и представляет собой прямые и косвенные налоги, имущественные налоги и социальные платежи. Количество налогов вовсе не является критерием для оценки эффективности налоговой системы. Если же налоговая система государства (нашего или любого другого) включает в себя большое количество налогов – от 56 налогов в Австралии и до 14 в России, то это не говорит о том, что на практике плательщик уплачивает их все.

Сегодня при наличии в Беларуси 17 основных налогов и сборов среднестатистический плательщик уплачивает не более 8 налогов. Если же говорить о количестве налоговых платежей в других странах, то в среднем этот показатель держится на уровне 25—30 платежей.

Основным отличием налоговой системы нашей страны от налоговых систем других государств является наличие оборотных налогов. Пока мы не имеем возможности переложить бремя налогов на прибыль организаций – это поступательный процесс, и он идет параллельно с развитием отраслей экономики.

На мой взгляд, структура налоговых платежей соответствует реалиям сегодняшнего дня, и судить о ее сложности исключительно по количеству платежей, по меньшей мере, некорректно.

Одной из стратегических задач развития налоговой системы в настоящее время является обеспечение удовлетворенности общества деятельностью налоговых органов. Данное направление планируется реализовать путем достижения двух целей – повышения информированности общества в налоговых вопросах и повышения качества предоставляемых налоговых услуг.

— Планируется ли дальнейшее упрощение налогового законодательства? Станет ли налоговая система действительно простой и понятной для всех ее участников?

— Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования экономики государства. Поэтому мы стараемся оперативно реагировать на изменения в экономике, учитывать приоритеты, свое­временно производить корректировки налогового администрирования.

Думаю, что никто не может сказать, что налоговая система статична и не движется вперед. Проводимые в последнее время преобразования – снижение налоговых ставок, отмена отдельных налогов, упразднение отдельных административных процедур — существенно улучшили условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Сегодня мероприятия по упрощению налогового администрирования рассматриваются совместно с представителями различных групп налогоплательщиков на совместных совещаниях и заседаниях консультативного совета. В ходе таких дискуссий обсуждаются и изменение объема налоговых платежей, и уменьшение количества налоговых деклараций. Вступление в прошлом году нашей налоговой службы в состав Внутриевропейского союза налоговых администраций позволило использовать опыт зарубежных налоговых служб в упрощении налогового администрирования и повышении уровня обслуживания плательщиков.

Поручением главы государства Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь должна вступить с 2010 года, ее принятие станет одним из элементов стабильности в экономике. Она определит порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов и станет завершающим этапом работы по совершенствованию налогового законодательства и налоговой системы. Значит, налоговое законодательство станет стабильным и устойчивым, а его изменение станет допустимым только в рамках изменяющихся условий осуществления экономической деятельности.

— С этого года в нашей стране введено электронное декларирование. Как осуществляется его практическое применение?

— В этом году совершенствование системы налогового администрирования связано с развитием информационных технологий. С 1 апреля 2009 года в Республике Беларусь внедрена и динамично развивается система электронного декларирования. В качестве пользователей системы электронного декларирования зарегистрировались и приобрели ключи электронно-цифровой подписи более 1500 субъектов хозяйствования. Сегодня системой электронного декларирования уже пользуются плательщики по всей стране – и в столице, и в глубинке – в целом в 70 % районов республики.

Система электронного декларирования позволяет плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс их представления в налоговые органы, исключая необходимость посещения инспекции.

Плательщик при ведении бухгалтерского учета предприятия, сделав отдельные корректировки налогового учета, автоматически выполнит свои обязанности перед налоговым органом, сократив издержки как свои, так и налоговых органов, а сэкономленное время потратит на решение других задач.

Хотя количество плательщиков, подключившихся к этой системе, еще не очень велико, думаем, что система электронного декларирования будет востребована, так как удобна для плательщиков, а мы с полным правом сможем сказать о новом качестве их обслуживания.

Еще одним шагом в осуществлении качественных услуг по уплате налогов и сборов является внедрение и расширение сети интерактивных терминальных платежно-справочных систем (инфокиосков). Физические лица, открывшие карт-счет в банке, имеют возможность, оплатить через инфокиоск любой налог, сбор (пошлину) или получить интересующую их информацию о работе налоговых органов.

— Анна Константиновна, качество любой работы прежде всего зависит от профессионального уровня выполняющих ее людей. Ведь причитающиеся к уплате налоги и сборы попадают в бюджет страны не автоматически – это результат напряженной работы налоговиков.

— Положительные результаты нашей деятельности – это успешная и кропотливая работа почти десятитысячного коллектива работников налоговых органов. Высокообразованные, квалифицированные руководители и специалисты, каждый на своем рабочем месте, обеспечивают выполнение тех сложных задач, которые стоят сегодня перед работниками налоговой службы. 

 Качественный состав государственных служащих по возрастному уровню составляет: 34,4 процента в возрасте до 30 лет, от 31 до 40 лет — 31,8 процента, от 41 до 50 — 20,6 процента, старше 50 лет — 13,2. Половина из них работает в системе налоговых органов более десяти лет.

За высокий профессионализм и компетентность, значительный вклад в совершенствование налоговой системы и формирование бюджета многие работники налоговых органов удостоены государственных наград – орденов и медалей Республики Беларусь, Благодарности Президента Республики Беларусь и Почетной грамоты Совета Министров Республики Беларусь.

Сегодня, наряду с выполнением главной задачи, перед коллективом налоговых органов стоят и другие не менее важные цели: повышение налоговой культуры, оказание большего спектра услуг по уплате налогов и, конечно, воспитание добросовестного и грамотного плательщика, для которого уплата налога станет нормой жизни и обыкновенной привычкой.

Подводя итоги беседы, хочу сказать, что взаимоотношения государства и бизнеса должны быть партнерскими, открытыми и понятными для общества. Мы понимаем, что должны пройти непростой путь к преодолению недоверия между налоговиками и бизнесом. И это нужно сделать сегодня, раз и навсегда поставив точку в недоразумениях.

За последнее время налоговики и предприниматели сделали шаги навстречу друг другу. Мы своими действиями доказали, что уважаем бизнес, понимаем его проблемы и готовы к честному сотрудничеству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter