Накликать прибыль

Интернет-торговля не панацея, но дешевый инструмент продвижения

Интернет-торговля не панацея, но достаточно дешевый и эффективный инструмент продвижения

При всех своих видимых преимуществах электронная коммерция – явление непростое. На виртуальных площадках можно рекламировать продукцию и услуги, продавать их, находить перспективных бизнес-партнеров, но если реальное состояние дел на предприятии хромает, то сложно рассчитывать на успех при освоении виртуального пространства. Да и кто этим будет заниматься, если хороших специалистов по электронной торговле – единицы?.. Участники бизнес-форума «Интернет-торговля: организация и увеличение продаж предприятия», организованного Центром стратегического развития «Маркетинговые системы», детально обсудили возможные «маневры» в глобальной сети и пришли к выводу: это достойный внимания инструмент продвижения, но далеко не единственный.

«Гиперпространство»

К концу прошлого года четверть жителей планеты имели доступ к Интернету (таковы данные Международного союза электросвязи), причем в развитых странах глубина проникновения новых технологий достигла 64 %. В нашей стране насчитывается более 3 млн. пользователей.

Онлайн-заказы во всем мире становятся совершенно привычным делом для продвинутых компаний, а наличие собственного сайта – давно не роскошь, а лишь скромная демонстрация современного подхода к ведению бизнеса. Специалисты утверждают: выход в сеть становится все более доступным – стоимость присутствия корпоративного ресурса падает с космической скоростью. Доступная аренда готовых магазинов в так называемых гипершопах, недорогое программное обеспечение, насыщенный рынок услуг веб-разработчиков и других специалистов… При этом от возможностей, которые открываются с выходом в Интернет, голова может пойти кругом. Число пользователей растет, как и их опыт совершения виртуальных покупок, а розничные магазины в сети завоевали себе имидж площадок, где товар можно приобрести дешево и сердито. Вопрос, торговать ли в виртуальном пространстве, конечно, не стоит. Производителей больше волнует другое: какие формы продвижения предпочтительнее и кто будет этим заниматься?

Алибаба ждет…

В прошлом году мировые электронные площадки столкнулись с массовым наплывом новых участников – многие осознали, что это недорогой и эффективный способ вести дела. Сегодня в мире насчитывается около 600 электронных рынков, рассказал представитель компании «Белрезерв». Одни из самых популярных – EC21, Alibaba.com, Global Sources, AllBiz.info… Особенно преуспели на поприще виртуальной коммерции компании Юго-Восточной Азии, их ноу-хау быстро внедрили и в Европе, и на других континентах. По оценкам, некоторые площадки посещают около 5 миллионов уникальных пользователей в месяц (не случайных посетителей, а потенциальных партнеров). В режиме он-лайн можно быстро получить информацию о товаре, его качестве и цене, по необходимости сделать заказ да и просто установить новые контакты. Все представленные сведения и деловая переписка хорошо защищены, утверждают специалисты, и эти ресурсы практически невозможно «взломать». О том, как оценивают пользователи эффект продвижения через интернет-площадки, можно судить по опросу, который провели шведские исследователи среди своих компаний. Они выяснили, что 84 % респондентов оценивают этот инструмент положительно и рассчитывают и дальше его использовать. При этом 64 % отметили, что годовой оборот компаний благодаря виртуальным контактам вырос в среднем на 6—10 %, из них 80 % пояснили, что это случилось в первый же год активного присутствия в сети. Опыт белорусов в этом смысле небогат, но все же есть. Глубокский молочно-консервный комбинат работает на электронном рынке с октября 2009 года… Сначала просто «висели» в каталоге, потом стали активно размещать информацию, проводить маркетинговые мероприятия, и начали появляться перспективные контакты. Имеет ли смысл такая работа? На предприятии отвечают утвердительно. «Уходят» в сеть и другие белорусские экспортеры: в частности, ОАО «Красный пищевик», ОАО «Слонимский мясокомбинат». Такой способ торговли достоин внимания, но важно помнить: после установления контактов многое будут решать квалификация менеджера, который ведет переговоры, качество продукции, логистические возможности… Стоимость присутствия на одной из электронных платформ в СНГ, скорее всего, не превысит 10—11 млн. рублей в год. Площадки дальнего зарубежья подороже: от 500 долларов в месяц и выше, но и их функции будут значительно шире. Самое главное, что специальная комиссия изучит предприятие и присвоит ему определенный статус, подтверждающий благонадежность и легитимность. А чтобы не ошибиться в выборе ресурса, стоит изучить, на каких специализированных порталах к продукции предприятия проявляют наибольший интерес.

Игра на повышение

Бойко идет торговля и на электронных биржах. Здесь покупатель и продавец не «видят» друг друга, а главный критерий выбора – цена. На чьей стороне конъюнктура – тот и выигрывает. В прошлом году дополнительная выручка наших экспортеров (разница между стартовой и конечной ценой), торгующих на Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ), составила около 150 млрд. рублей. В первом квартале 2010-го – около 42 млрд. Кстати, по итогам первых трех месяцев этого года объемы биржевых торгов на БУТБ выросли практически вдвое к уровню января—марта 2009-го.

Рынок оживает, делают заключение эксперты. На белорусской площадке хорошо продается металлопрокат (более 57 % от общего объема торгов), лесопродукция (28 %), сельхозпродукция (14,8 %). А недавно появилась новая секция – промышленных и потребительских товаров, но ее доля совсем невелика (0,07 %). Отечественные покупатели металлопроката, в числе которых крупнейшие промышленные предприятия страны, в 2009-м удачно работали на понижение цены: предложение по отдельным позициям в сотни раз превышало спрос. Кроме того, им удавалось получать отсрочку платежа до 90 дней. Свою положительную роль биржевая торговля сыграла и в начале 2007 года, когда РФ заблокировала закупки белорусского сухого обезжиренного молока, объяснив это слишком высокой ценой. И если в прежние годы практически вся продукция отгружалась на рынок восточного соседа, то в первом квартале 2007-го 87 % ушло в дальнее зарубежье. Причем немалая доля пришлась, как ни удивительно, на Японию.

Step-by-step

Торговать в виртуальном пространстве можно и нужно, но не хватает специалистов, сетовали участники бизнес-форума. Да, проблема есть, согласился генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов и предложил растить собственные кадры. Он вспомнил, что с десяток лет назад подобная проблема была и с маркетологами: «Первым делом появились самородки, которые стали штудировать литературу, интернет-издания. Это вполне эффективный и грамотный путь». Интересный опыт нарабатывает сегодня концерн «Беллегпром»: к концу нынешнего года его специалисты планируют завершить формирование отраслевой электронной системы, где смогут присутствовать все предприятия, даже не имеющие собственных сайтов. Сначала – каталоги, а потом оптовая торговля и, по необходимости, розница… «Мы будем двигаться постепенно, шаг за шагом, прорабатывая все возможные варианты, впитывая все новое», — пояснил представитель концерна. К сожалению, зарубежные бизнесмены, приезжая в Беларусь, нередко спрашивают: если вы хотите продать свою продукцию, почему информацию о ней так сложно найти в Интернете?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter