Награды до востребования

15 февраля исполнится 24 года со дня вывода советских войск из Афганистана...

15 февраля исполнится 24 года со дня вывода советских войск из Афганистана. Почти четверть века.  Срок солидный. Как ни странно, все еще остаются те, кто был представлен к наградам, но до сих пор не получил их. Кто–то не догадывается о том, что в Москве лежит его орден или медаль. Кто–то знает, но «не хочет выпрашивать». Кто–то просто пропал... В длинном «всесоюзном» списке «недонагражденных» значатся и 40 человек, родившихся в Беларуси. Я попытался найти некоторых.


Адресат выбыл


Полный перечень вывешен на сайте российского комитета по делам воинов–интернационалистов. Там 2.376 военнослужащих и гражданских. Вообще–то со списком этим не все просто. Исходных данных мало и путаницы хватает. В большинстве случаев значатся адреса, но толку от них немного. Люди давно уехали, родные умерли, соседи не помнят. Порой и деревень таких больше нет, снесены после Чернобыля. Кое–где географическая привязка не указана: поди найди по бывшему СССР рядового с именем, к примеру, Антоненко Иван Григорьевич. Людей с такими Ф.И.О. тысячи. С другой стороны, все же не 1945 год. Есть электронные базы, социальные сети, мощные аппараты национальных министерств обороны, десятки общественных организаций... Было бы желание. Но, как показала практика, проблема не столько в том, чтобы отыскать условного Антоненко (Смирнова, Иванова, Магомедова), сколько в том, кто должен этими поисками заниматься.


Во многих случаях информация из списка просто устарела — награды давно вручены. А откорректировать некому. Тех же, кто так и не получил ордена и медали, порядком разбросало. Кто обосновался в Казахстане, кто — в Сибири, кто — на Кавказе. Кто–то умер, кто–то уехал на заработки и пропал...


Кстати, реакция бывших бойцов и офицеров на сообщение о том, что им полагается орден или медаль, была довольно разной.


Положено — не положено...


Десантник Виктор Кононок тоже значится в перечне. Но свои медали «За отвагу» и «За боевые заслуги» уже получил, хотя и с задержкой в полтора десятка лет. Родом он из деревни Острогляды Брагинского района. Аккурат во время курса молодого бойца в знаменитой ферганской учебке случилась чернобыльская авария. Когда вернулся через два года, деревни уже не было — закопали.


Я отыскал бойца в Бобруйске — работает там на «Белшине». Награды «искали героя» долго и непросто. Сам вспоминает об этом без особой охоты:


— Я тогда жил в другом районе. Сначала вроде позвонили из военкомата, сообщили, что награжден, придите, мол. Пришел — сказали, что не положено. Потом опять позвонили — опять пошел, опять завернули. Я и бросил, неудобно же... Жена более настойчивая, написала в Администрацию Президента. После этого все завертелось, приехали представители из России, вручили...


Кононок, кстати, тоже не знает, какой конкретно эпизод отмечен медалью «За отвагу». Наградного листа не видел. Говорит, много чего было. Специальность у него — связист, при этом постоянно ходил с разведвзводом.


— Колонны «таскали», в засадах сидели, на караваны охотились... Вообще–то не очень хочется вспоминать на публику. Страшно там иногда было. Так, между своими иногда обсуждаем...


За отвагу? Первый раз слышу


Если с большинством фамилий пришлось повозиться, то найти десантника Михаила Глебова оказалось на удивление просто. Адрес тот же, что и в списке: Витебская область, город Барань. Сейчас бывший гранатометчик разведвзвода служит участковым в майорском звании.


Сообщению о том, что значится в списке «недонагражденных», мягко говоря, удивился:


— «За отвагу»? Первый раз от вас слышу...


Вообще–то у Глебова уже имеется медаль «За отвагу». Может, это она и есть?


— Да непохоже... — рассуждает майор. — Эту получил еще там, в Афганистане. А потом действительно командир полка объявил на построении, что к наградам представлены те, кто прикрывал войска во время вывода. Ну объявлением дело и закончилось, а выпрашивать не будешь же...


О том, за что конкретно медаль, Михаил Глебов может только догадываться. В начале 1989–го полтора месяца провели в горах, охраняли колонны, которые шли в Союз. Функции свои описывает просто. Отделение обосновывалось на пятачке в районе дороги. Если с гор «что–то прилетало» — начинали долбить в ответ.


Вспоминает, что периодически вызывали на подмогу: «духи» напали на блокпост, надо ехать, отгонять. При этом на посту сидит рота афганской армии, которая без отделения советских десантников никак не справляется...


В последние месяцы, по словам Михаила Глебова, обстановка была вообще несколько странная — обусловленная командой «не трогать».


— Иногда в десяти метрах от поста проезжает грузовик, набитый «духами». Висят, как виноград, в халатах своих, вооружены до зубов. С нами здороваются, автоматами радостно машут. В то же время к афганским правительственным войскам у этих «партизан» тогда совсем другое отношение было...


Что касается возможного получения медали (с которой еще надо разобраться), то Глебов за информацию вежливо поблагодарил, записал, какие документы и куда надо отправлять. Вот только не уперлось бы это все в бумажную стену. Оказывается, возможен и такой вариант.


Медаль для дочери


Бывшего командира отделения Александра Пикина я начал искать с деревеньки Парфеновцы в Полоцком районе. За Пикиным значится неполученная медаль «За отвагу». В конце концов поиски совсем уж замысловатыми зигзагами вывели на его дочь Маргариту, которая сейчас живет в Полоцке. Она и рассказала: 15 лет назад отец уехал в Москву и пропал. Через суд признан безвестно отсутствующим.


Каким отделением командовал, что совершил — загадка. Возможно, навсегда. Как бы то ни было, теперь Маргарита — единственный человек, который имеет право забрать медаль. Сама идеей сразу загорелась:


— Конечно, буду заниматься! Для меня важно, чтобы отцовская медаль находилась именно у меня, не у кого–то!


Теперь Маргарите предстоит собрать документы для российского Минобороны, доказать, что она — законная наследница.


Выпрашивать не намерены


И все же почему поиски даются так непросто? В некоторых случаях лично у меня уходило порядком времени, чтобы продраться сквозь предложения отправить письменный запрос — там, где информацию можно найти за несколько минут, не нарушая никаких тайн. Из общения с иными чинами возникало впечатление, что им, в общем, все равно...


В то же время другие реагировали молниеносно. В Мозырском военкомате, узнав, о чем речь, мгновенно нашли концы и вывели на человека — хотя он живет в другой области.


Примечательно, что настроения бывших солдат и офицеров, когда им рассказываешь про «задолженность», далеки от восторга. Вряд ли станут бывшие снайперы, номера расчета и ротные носиться с бумажками, доказывая право на награду. Показательна реплика командира минометного взвода, который уходил на войну из Беларуси, сейчас живет в Хабаровске:


— Да знаю, что «Красной Звездой» награжден. Жена уже отправляла документы. Бумаги благополучно вернулись с глупейшими вопросами. Например: «Причина, по которой не получил...» В общем, я этим заниматься не буду. Не в моих правилах что–то выпрашивать и уж тем более награды.


Стоит заметить, что у нас активные поиски «недонагражденных» ведет сейчас Речицкая районная организация Белорусского союза офицеров. Обзванивают, рассылают запросы по военкоматам... Собственно, от руководителя первички полковника запаса Александра Щербина я и узнал о том, что «есть такая тема». Офицеры обещают сделать все, чтобы сократить вышеупомянутый список, упростить и ускорить решение организационных вопросов. И очень надеются, что кого–то удастся наградить уже к 15 февраля...


Комментарий


Сергей Кузьменков, начальник отдела информации и связей с общественностью управления информации Министерства обороны:


— Архивы, касающиеся боевых действий в Афганистане, находятся в России. Соответственно туда и может лично обратиться любой гражданин, который был представлен к медали или ордену, но не получил их. В то же время каждый случай — индивидуален. Министерство обороны Беларуси и территориальные военные комиссариаты готовы всячески содействовать в проверке информации, направлении соответствующих ходатайств и запросов российским коллегам. Кстати, такие обращения граждан к нам уже были, ни одно не осталось без внимания.


Фото из архивов участников войны в Афганистане.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter