В Минске прошел республиканский форум-практикум идеологических работников

Надо выстроить матрицу общения

Говорят, что идеология для государства — все равно что иммунная система для человека. Она должна противостоять дурным влияниям извне, при этом самое лучшее внутри организма сохранять, оберегать и приумножать. Но любую систему всегда стоит совершенствовать, ведь жизнь на месте не стоит. Вчера в Минске прошел республиканский форум-практикум идеологических работников. К каким выводам пришли его участники?



Такие семинары давно стали практикой в регионах, но на республиканском уровне подобного рода мероприятий не было уже больше пяти лет. Заместитель Главы Администрации Президента Игорь Бузовский уверен: это упущение. Открывая форум-практикум «Идеологическая работа в контексте ключевых положений Послания Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию», он отметил один немаловажный факт: за последнее время вокруг нас неуловимо изменились социальная, экономическая среда, общество стало принципиально другим. Поэтому регулярно сверять часы специалистам идеологического актива страны было бы не лишним.

На такую сверку в Минск съехались зампреды областных исполкомов, рай-, горисполкомов, администраций районов в крупных городах — всего более 200 специалистов, курирующих вопросы организации идеологической работы. Председатель Мингорисполкома Андрей Шорец, приветствуя участников форума, с ходу отвесил им комплимент.

— Без идеологического сопровождения невозможна ни одна сфера деятельности общества, — сказал он и обратил внимание на один важный момент: идеологам следовало бы активнее налаживать эффективную обратную связь с населением. — Мы должны видеть, что людей волнует, какие проблемы необходимо решать. От взаимопонимания и взаимодействия в этой сфере зависит многое.

Собственно говоря, мысль о том, что представителям идеологического актива пора пересматривать некоторые свои подходы к работе, используя более совершенные инструменты, прошла красной нитью через все мероприятия форума. Главный посыл — прекратить рассматривать коллективы предприятий огульно, а пытаться дойти до всех и каждого. Личные проблемы работников предприятий порой могут быть не менее важными, чем жизнь коллектива в целом. Особенно это актуально в нынешних социально-экономических условиях, когда проблем хватает: инфляция, замедление роста доходов населения, увеличение безработицы. Граждан просто нужно поддержать, выслушать их проблемы, попытаться найти пути их решения. В этом тоже заключена немалая часть работы идеологов, уверен Игорь Бузовский:

— Идеологические работники должны говорить людям правду, вести прямой, искренний диалог с трудящимися. А идеологической вертикали необходимо постоянно выявлять проблемные вопросы, волнующие граждан.



Что такое идеология? По сути, это механизм коммуникации, связующее звено между населением и властью. А уж какие формы передачи информации при этом используются — СМИ, дни информирования, круглые столы или «прямые линии», — все это широкая палитра инструментов идеологических аппаратов. Один из важных моментов — изменение информационной среды. Первый заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко привел такой пример: в 2001 году информацию из интернета регулярно получали всего 2 процента белорусов. Сегодня глобальную сеть, по данным ИАЦ, своим основным информационным источником считают примерно 44 процента  опрошенных. При этом около 60 процентов граждан уже не слушают радио, 50 процентов — не читают газет, почти 10 процентов — игнорируют телевидение, а телевизоры как предметы интерьера в их квартирах даже не представлены. Но, приводя эти цифры, Дмитрий Шедко сделал важную оговорку: эти форматы получения информации теряют востребованность в традиционных формах. Зато в интернете газетные статьи на сайтах изданий пользователи читают очень даже охотно, равно как и смотрят потоковое видео на веб-ресурсах телеканалов.

При этом Дмитрий Шедко подсказал самый короткий путь к потребителю информации — посредством мобильных приложений. Смартфоны сегодня  весьма распространенные устройства, только в Беларуси их более 6 млн. Создавая такие программы, СМИ смогут привязать читателя, чтобы дозированно обеспечивать его той информацией, которая ему важна и интересна. А идеологи, используя этот канал, смогут заодно решать и свои задачи.

Некоторые проблемы для идеологической вертикали создает и обилие информационных источников. Несколько лет назад у нас было всего 3—4 телеканала, теперь благодаря возможностям IP-TV белорусы могут смотреть 100—150. Добавьте к этому многочисленные интернет-ресурсы, социальные сети, и вы поймете, что в таком море информации можно легко утонуть. Впоследствии пользователю понадобятся конструктивные посредники, чтобы помочь в этой информации разобраться и структурировать ее для себя. Дмитрий Шедко считает, что если эти моменты упустить сегодня, завтра идеологической вертикали выполнять свои функции будет сложно.

Игорь Бузовский указал еще на один ставший в последнее время актуальным формат работы — через социальные сети. В жизни общества они приобрели большую значимость, и 80 процентов молодежи своего существования без них уже не мыслят. Это также прямой намек идеологам, где следует проявлять инициативу. Причем этот формат потребует от них нетривиальных и оригинальных решений.

— Социальные сети сегодня выступают своеобразным клапаном для выпуска пара у населения. Если мы хотим быть услышанными, надо приходить на те площадки, где собираются люди, чтобы получить интересующую их информацию. И давать информацию нам надо в соответствии с особенностями интернета — быстро, лаконично и аргументированно.

Судя по статистике, уровень доверия населения к власти в стране остается высоким. По данным опросов, 53 процента граждан доверяют местной власти, а 63 процента оценивают ее действия положительно. Кстати, социологическую информацию Игорь Бузовский назвал важным моментом для идеологической работы. Данные соцопросов должны служить дополнительным каналом обратной связи с населением в диалоге с органами власти и могут стать инструментом для принятия управленческих решений.

ПО ПОВОДУ

Игорь БУЗОВСКИЙ, заместитель Главы Администрации Президента:

— Идеологическая вертикаль — это почти 10 тысяч человек по всей стране. Такие специалисты трудятся на предприятиях, в организациях, в общественных структурах. За рубежом их называют по-разному — имиджмейкеры, PR-менеджеры. Конечно, оценку работы нашей идеологической вертикали делать можно, например, на основании каких-то количественных показателей, но не стоит. Думаю, что главная оценка качества работы идеологической вертикали характеризуется совсем иными понятиями — стабильностью, миром и порядком в нашем обществе. Пожалуй, это главное наше достижение.

Какие требования предъявляются к идеологическим работникам? Это и умение общаться с прессой, и способность выстраивать диалог с гражданами из самых разных аудиторий, это и навыки работы в интернет-пространстве. Идеологический работник — это широкоформатный профессионал, который должен обладать широкими познаниями в области менеджмента, PR-технологий, ораторского искусства. Короче, специалист широкого профиля. Да, сегодня существует определенный дефицит кадров в идеологической вертикали, но нанять на вакантные рабочие места тех, кто будет работать спустя рукава, — неверное решение. Идеологи должны быть людьми грамотными и толковыми, они должны эффективно работать и удовлетворять потребности населения и власти.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter