Надо рассчитывать на то, что заработано

Система социальной защиты, унаследованная Беларусью от СССР, в современных условиях является дорогостоящей и неэффективной.
Система социальной защиты, унаследованная Беларусью от СССР, в современных условиях является дорогостоящей и неэффективной.

К такому категоричному выводу пришли в свое время эксперты Всемирного банка. При том, что расходы на социальные программы в республике - одни из самых высоких среди стран с переходной экономикой (на них тратится около 14 процентов валового внутреннего продукта), они не способствовали снижению уровня бедности. С одной стороны, сказалась либерализация цен и валютного курса. А с другой стороны... Западные эксперты за голову хватаются, когда узнают, что различными социальными льготами пользуются как минимум 35 - 45 процентов белорусов. Международная практика показывает: эффективной может быть система социальной защиты, охватывающая не более 7 - 12 процентов населения. Парадоксальность текущего момента заключается в том, что в категорию малообеспеченных нынче попали и многие работающие граждане..

- Словом, при всех неоспоримых достоинствах действующей системы социальной защиты многие подходы к ее организации безнадежно устарели, - говорит заместитель министра экономики республики Андрей ТУР . - И самый яркий тому пример - жилье и коммунальные услуги. При том, что жилищно-коммунальное хозяйство у нас полностью дотационное, платим мы за них - что бедные, что богатые - одинаково. Скажем, семьи со средним достатком тратят на это не более 3 процентов своих доходов. В целом же мы оплачиваем примерно 15 процентов себестоимости жилья и коммунальных услуг. Такая ситуация и на рынке социально значимых товаров и услуг, разница между себестоимостью которых и ценой для населения покрывается из госбюджета. А ведь это тоже своего рода льгота. Пользуются ею, к примеру, на транспорте в равной степени и те, кто вполне в состоянии купить проездной по себестоимости, и те, для кого два 40-рублевых талончика в день - существенная трата. Государству подобное вспомоществование обходится достаточно дорого. Так что, если мы хотим, чтобы социальная поддержка была действительно эффективной, она должна стать адресной.

- В марте этого года правительство одобрило Комплексную систему мер по социальной защите населения на 2000 - 2005 годы. Это первая попытка объединить усилия различных министерств и ведомств, направленные на смягчение социальных последствий переходного периода для традиционно наиболее уязвимых категорий граждан - пенсионеров, инвалидов, семей с детьми. Однако основной акцент сделан на политике в области оплаты труда и защиты доходов населения от инфляции.

- Заработная плата - главный элемент социальной защиты. Повышение в октябре тарифной ставки 1-го разряда, введение повышающих коэффициентов для работников здравоохранения, образования, социального обслуживания позволили повысить уровень оплаты труда 850 - 860 тысячам бюджетников. Стратегия же (и мы подтвердили это при подготовке генерального соглашения с профсоюзами на 2001 - 2003 годы) такова: поэтапное приближение тарифной ставки 1-го разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному прожиточному бюджету. Сейчас прорабатываются возможности повышения к августу средней зарплаты по республике, а к концу года - зарплаты в бюджетной сфере до 100 долларов. Если говорить о политике в области доходов, то сегодня они индексируются в пределах 50 процентов бюджета прожиточного минимума. Есть предложение повысить эту планку, что позволит в дальнейшем увеличивать реальную заработную плату. Очень важно восстановить ее главную функцию - функцию расширенного воспроизводства рабочей силы. Но это возможно только в условиях экономического роста. Неинфляционный путь предполагает наращивание производства валового внутреннего продукта и повышение заработной платы в реальном секторе экономики, а затем через налоговые отчисления повышение зарплаты в бюджетной сфере. Не случайно в Комплексной системе мер по социальной защите нашли отражение и вопросы денежно-кредитной, ценовой, инфляционной политики, условия, которые позволят реальному сектору обеспечить прирост ВВП.

- Что это, в частности, за условия?

- Одно из них - финансовая стабилизация, основанная на прогнозируемой в 2001 году 3-процентной среднемесячной инфляции. За 11 месяцев текущего года среднемесячная инфляция составила 6,4 процента против 10,8 процента за тот же период 1999-го. Прогнозные показатели по инфляции нынче не выполнены - выход на единый валютный курс обошелся нам более чем трехкратной девальвацией белорусского рубля. И все же, как бы ни критиковали этот шаг промышленники, введение единого валютного курса позволило понять одну простую вещь: возможность выживания белорусских предприятий за счет повышения цен на свою продукцию полностью исчерпана. Настала пора снижать издержки, причем всем без исключения субъектам хозяйствования.

- Сегодня много говорят о необходимости отмены перекрестных субсидий. Процесс этот будет достаточно болезненным для населения.

- После развала Советского Союза перекрестное субсидирование позволило сохранить в республике реальный сектор экономики. Фактически это та же льгота. Но поймите правильно: льготы хороши в качестве краткосрочной меры, иначе они разлагают экономику. Перекрестное субсидирование на сегодняшний день, по сути, стало нашей главной экономической проблемой. Исследования показывают, что полный отказ от него позволит снизить плату промышленности за электроэнергию в среднем на 40 процентов и соответственно на 18 - 25 процентов снизить себестоимость промышленной продукции. Более того, уход от перекрестного субсидирования как от особой формы льготирования одновременно позволяет снижать налоговую нагрузку на производителей. В экономике всегда так: больше льгот - выше налоговый пресс и наоборот. Далее простая цепочка: увеличение прибыли от реализации продукции - рост налоговых отчислений в бюджет - повышение зарплаты бюджетникам, усиление адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Процесс отмены перекрестного субсидирования уже начался в жилищно-коммунальном хозяйстве. Предполагается, что в 2001 году население будет оплачивать до 50 процентов, еще через год - 80 процентов себестоимости жилищно-коммунальных услуг, что позволит ликвидировать и бюджетные субсидии, и перекрестное субсидирование ЖКХ. Согласен, для населения это небезболезненный процесс. Однако коммунальные услуги ни в одной стране не стоят дешево. Кроме того, государство, перестав огулом их льготировать, сможет реально помочь малообеспеченным гражданам оплачивать жилье, увеличив размер безналичных жилищных субсидий.

- Андрей Николаевич, можно ли ускорить реализацию комплексной системы социальной защиты населения?

- Этот документ - не догма, а руководство к действию в постоянно изменяющихся условиях. Разумеется, когда речь идет о доходах, размерах пенсий, стипендий, детских пособий, конечно, хотелось бы, чтобы они росли побыстрее. Но повышение их без учета экономических реалий чревато серьезными инфляционными последствиями. Уровень доходов - это то, что определяет объем внутреннего рынка страны, и с этим также нельзя не считаться. Самая эффективная социальная защита - экономический рост. Однако движение вперед не терпит суеты, а требует системных решений. Давайте учиться жить по средствам и рассчитывая только на то, что заработано.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter