Надо остыть

Лето помогло квасу и эскимо, а вот продажи пива снизились

Жаркое лето 2012 года поспособствовало увеличению продаж прохладительных напитков и мороженого, а вот продажи пива в стране снизились

Уходящее лето стало для белорусов чем-то вроде контрастного душа: то дождливо и холодно, то душно и жарко. Вместе с тем, несмотря на перепады настроений в «небесной канцелярии», розничная торговля план выполнила. Отбоя от жаждущих прохладиться не было. Так, по данным продовольственного отдела главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, только минчане в жаркое время съедали в день примерно 50 тонн мороженого, что в полтора раза превышает их прошлогодние аппетиты.

На ура шли и прохладительные напитки. Кваса жители и гости белорусской столицы ежедневно выпивали 31 тыс. литров, что почти в 2,5 раза превышает результаты жарких деньков 2011 года. При этом продажи хлебного емкостного напитка (из бочек) увеличились вдвое — до 14,3 тыс. литров в день, а на розлив из кег и вовсе выпили три прошлогодних объема. Пользовалась спросом и минеральная вода — прилавки пополнялись на 173 тыс. литров каждый день (на 35 % больше по сравнению с прошлогодними цифрами). Популярными оказались и безалкогольные напитки, 230 тыс. литров которых помогали справляться с июльским зноем, хотя этот показатель выше прошлогоднего всего на 10 %. Вместе с тем даже нынешнее превышение объемов продаж не перекрыло небывалую потребность в прохладительных напитках, которая наблюдалась в 2010 году, оказавшемся рекордным с точки зрения высоких температур.

«Нынешнюю жару мы встретили подготовленными, на витринах был представлен весь ассортимент продукции, а заявки торговли практически сразу выполнялись. Так что запросы покупателей были удовлетворены в полном объеме», — рассказывает начальник продовольственного отдела главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Татьяна Борщевская.

А как сами производители оценивают сложившуюся ситуацию? В УП «Минский хладокомбинат № 2» не скрывают: знойные месяцы «подтянули» реализацию мороженого. Ведь в это время продажи по сравнению с весенними месяцами увеличивались в 4, а то и 5 раз. В общей сложности население республики съедало более чем 50 тонн эскимо и пломбира этого предприятия в день. Вместе с тем горячие дни за окном не стали таковыми для хладокомбината: фабрика мороженого работала, как и прежде, в две смены, а разнообразие продукции от этого не уменьшилось. Помогли расчетливость службы маркетинга и товарные запасы.

На частном предприятии «Дарида» говорят, что по сравнению со спокойными весенними месяцами в июле продажи выросли на 41,4 %. Хотя до уровня самого жаркого лета 2010 года не хватило почти 25 %. В то же время здесь отмечают: белорусы в последнее время предпочитают «подсластить» удовольствие. В лидерах продаж — питьевая вода серии «Аква фруктовая», на чью долю в общем объеме реализованного приходится 11,3 %.

Квас, пожалуй, один из самых популярных напитков летнего сезона. Крупнейший его производитель, ОАО «Лидское пиво», прочувствовал это на себе. Так, по сравнению с ранней весной июльские продажи возросли более чем в 2 раза и на 15 % по отношению к седьмому месяцу 2010 года. «В 2012 году мы закончили освоение первого этапа инвестиционной программы. Построены новые цилиндроконические танки, которые обеспечивают дополнительные мощности по брожению, обновили оборудование для фильтрации пива, обеспечивающее большую производительность, завершили возведение нового логистического центра. Так что к сезону мы были готовы не разочаровать потребителей нехваткой продукции. Конечно, особое внимание уделили планированию производства и работе логистов в сезон, чтобы максимально эффективно использовать все возможности предприятия», — говорит директор по маркетингу ОАО «Лидское пиво» Людмила Лыткина.

Не секрет, что многие любители холодненького предпочитают квасу пиво. Однако, похоже, весеннее подорожание этого хмельного напитка поубавило пылу у его любителей. Так, согласно данным концерна «Белгоспищепром», в республике по итогам первого квартала реализация отечественного пива составила 8,3 млн. дал, что на 17,4 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но уже во втором квартале рынок сократился на 15, 9 % к уровню 2010-го, до 10, 2 млн. дал. По словам специалистов, такая тенденция вполне объяснима и связана с постоянным ростом акцизов, доля которых в цене напитка составляет более 27 %, а также с увеличением стоимости сырья. Цены подросли примерно в 2 раза и почти сравнялись с импортными. «К сожалению, пивные напитки стали менее доступны, и мы видим снижение продаж во всей отрасли», — отмечает Людмила Лыткина.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter