Надежный Фрид

Приближающийся финал Кубка Беларуси уже не вызывает у болельщиков бури эмоций, с которой многие раньше неслись на кубковые противостояния «Немана» и «Ведрича», МПКЦ и минского «Динамо», МТЗ–РИПО и БАТЭ... Забытые герои

Приближающийся финал Кубка Беларуси уже не вызывает у болельщиков бури эмоций, с которой многие раньше неслись на кубковые противостояния «Немана» и «Ведрича», МПКЦ и минского «Динамо», МТЗ–РИПО и БАТЭ. Да, действительно, БАТЭ и «Торпедо» находятся на разных концах «термометра» турнирной таблицы. Однако есть нечто, что всегда будет заставлять жодинских и борисовских любителей футбола с муравьиным стремлением заполнять трибуны на очных встречах родных команд. «Дерби», — с уверенностью скажете вы. «Не только», — ответит вам потрепанный годами жодинский болельщик. Футбольная история Жодино и Борисова так сплелась корнями, что невольно можно заплутать в дебрях футбольных судеб, связывающих оба города. И если минчанину тяжеловато будет припомнить хотя бы одного жодино–борисовского кудесника, то про Брилу и Волынцева, Броника Янушковского, Леонида Жилкевича и Фрида вспоминают в автограде и Борисове до сих пор. Память... Без нее никуда не денешься, будешь обречен на судьбу легендарных манкуртов, забывших и потерявших все родное...


К сожалению, одного из былых кумиров борисовской молодежи 70–х на малой родине почти забыли. Зря. Валерий Фридрих, вратарь, обладатель Кубка БССР и чемпион республики в стане БАТЭ и «Торпедо». Рассказ сегодня про него.


...Удушливый и пыльный воздух студенческого стадиона заполнял все пространство. Зной не только заставил прятаться под тенью могучих деревьев молодые парочки, но и выловил невидимым сачком всю летающую живность. У футбольных ворот усердно работали с мячом два парня. Один, высокий, с красивыми чертами лица, метался из угла в угол ворот, вытаскивая в прыжках сложнейшие удары светловолосого юнца. Еще немного потренировавшись, они направились в сторону отдающего прохладной радостью парка.


— Валера, ты не хочешь попробовать устроиться в футбольную команду? — усталым голосом спросил светловолосый. — Ну не гробить же свой талант в институтской команде. Я слышал, что в Жодино собирают коллектив под первую лигу БССР. Может...


— Попробую, обязательно попробую, — как–то тихо, опередив на секунду собеседника, пробубнил высокий стройный парень. — Нужно только с тренером поговорить. Он мой знакомый, тоже родом из Смолевичей...


Как оно было на самом деле, вряд ли кто–то знает. Но в жодинский «Автозаводец», предшествовавший «Торпедо», Валерия Фридриха принял первый тренер «черно–белых», Константин Калько.


— Фридрих уже в молодости отличался хорошими спортивными данными, — вспоминает Константин Константинович. — У него в семье было шесть братьев, если не ошибаюсь. И все они стояли в воротах. Но только Валерий смог вырасти в голкипера республиканского масштаба.


Во второй половине 60–х жодинцы феерически ворвались в элиту белорусского футбола. За несколько лет автозаводцы превратились из середняка первенства области в лидера чемпионата БССР. В Жодино был настоящий футбольный бум! Единственная трибуна местного пятитысячника всегда была заполнена болельщиками. Да и дружно поддерживаемая команда всегда была настроена только на победу. Немаловажную роль в успехе команды играл Валерий Фридрих.


— Он вытаскивал невероятные мячи, — продолжает Константин Калько. — Сейчас даже немыслимо представить, как он умудрялся их отбивать. А случалось, парирует удар, постоит, сплюнет и посмотрит куда–то в сторону. Будто и не было опасного момента у его ворот.


Пара голкиперов «Торпедо» — Фридрих и Вагин, считалась сильнейшей в чемпионате республики. Их часто приглашали в команды мастеров. Несмотря на успех, Фридрих навсегда остался скромным, добрым и приветливым человеком. Он был безумно популярен у девушек. Бывало, что пользовался женским доверием ради партнеров по команде.


— Тогда были в дефиците пластинки Валерия Ободзинского, — с улыбкой рассказывает первый тренер «Торпедо». — Однажды мы поехали играть в другой город, разместились в гостинице, сидим, разговариваем. А тут вдруг, откуда ни возьмись, появляется Фридрих со стопкой пластинок Ободзинского и дарит их партнерам по команде. Как оказалось, продавщица в музыкальном магазине не смогла устоять перед его обаянием.


Уровень республиканского футбола начала 70–х был достаточно высок. Многие команды не только готовили игроков для команд мастеров, но и сами в товарищеской встрече частенько могли оставить с носом маститого соперника. Чувствуя повальный интерес со стороны солидных команд, Фридрих отправился в Казахстан, где выступал за «Шахтер» из Караганды и команду Семипалатинска. Но не сложилось, не срослось...


В Беларуси Фридриха с радостью встретил Лев Мазуркевич, тренер, стоявший у истоков футбольной команды БАТЭ — клуба, гремевшего успехом еще задолго до памятного перерождения в 1996 году. Предложение Валерию Фридриху поступило шикарное. Ему выделили в Борисове новую квартиру, что на тот момент было для многих пределом мечтаний. На подобную поддержку со стороны Мазуркевича Фрид, как любили называть его болельщики, отвечал надежной игрой.


— У нас было два равноценных голкипера, — говорит известный в прошлом арбитр и игрок БАТЭ Бронислав Ясинский. — Однако именно Фридриха болельщики чаще других выбирали лучшим игроком матча.


Правда, каверз в его игре тоже хватало. Вспомнить хотя бы гол от Ясинского в свои ворота в кубковом матче с жодинским «Торпедо».


— Я еще до той игры в шутку поспорил с Валерой, что когда–нибудь да забью гол в его ворота. Получилось, что поразил при этом свои... Благо, что вели уже по ходу встречи со счетом 4:0, — подмечает Ясинский.


Футбольный век всегда скоротечен. Не успеешь оглянуться, как из юного таланта превращаешься в опытного мужчину. Золотая полоса уступает место черной... К сожалению, впредь в жизни Фридриха она редко светлела.


Как и любой человек, увлеченный любимым делом, Валерий Павлович, как вежливо стали величать его молодые игроки, с радостью возглавил любительскую команду из родных Смолевичей. За несколько лет из никому не известных молодых ребят, которые даже футболом толком не занимались, он создал одну из лучших команд Минщины.


— У него был нюх на таланты, — вспоминает о работе с Валерием Фридрихом вратарь дзержинской «Ливадии» Андрей Конопелько. — Помню, что игроков он искал чуть ли не по всему району, даже ребят–борцов пригласил поиграть. А как только увидел в деле нашего будущего бомбардира Минько, сразу сказал, что без него нам никак. За сезон он наколотил 14 голов.


После победного сезона в матче за Суперкубок области смолевичский «Кристалл» переиграл «Верас» из Несвижа — 3:1. И это при том, что несвижцы уже в 1995 году выступали в чемпионате республики.


Как тренеру Фридриху, наверное, не хватало теории. Он не оканчивал вузов, но все эти недочеты компенсировал футбольным опытом, подсказывая ребятам простыми и понятливыми словами: «прикрой центр», «подстрахуй слева». Но, видимо, эта простота, лаконичность и не понравилась спортивным функционерам.


— Мы тогда мало понимали, кто такой Фридрих на самом деле, — рассказывает Андрей Конопелько. — О своем прошлом он мало кому рассказывал, был скромным, молчаливым... Но когда я съездил вместе с ним в Борисов и увидел, как семидесятилетние старички, снимая головные уборы, встречают на трибуне Павловича, то понял, что этот человек — настоящая легенда местного футбола.


Андрей до сих пор сожалеет, что Фридриха «попросили» из команды, взращенной и созданной им самим, даже не предложив самой простой работы на стадионе. Он редко напоминал себя прежнего, только иногда выходя на поле. После традиционного турнира ветеранских команд жодинский старожил футбола, сетуя на поражение, сказал: «Да, только Борисову проиграли. Фрид был красавец, все тащил!» Но в душе бывший властелин ворот изменился, прятал свою боль в одиночестве, не брезгуя и спиртным, не знал меры. Однако Фридрих понимал все, пряча умные красивые глаза от любопытных. Вспоминал свою дочку, уже уехавшую в Германию, строил планы навестить ее и наконец увидеть внучку. Только отсутствие визы его останавливало. Но, привыкнув к «горькой», трудно с ней распрощаться... И тут у него сгорел дом. Попытавшись поработать сторожем, Фридрих окончательно сорвался...


В этом году ему исполнилось бы 65... Пять лет назад он ушел из жизни. На скромных похоронах были все те же преданные борисовчане, жодинцы, те, кто никогда не забудет славного голкипера Фридриха...


Уже дописывая последние строчки материала, я пришел к мысли, что такие личности, как Фридрих, своей игрой и характером объединяют не только команды, но и нас, болельщиков. Очередное футбольное противостояние Жодино и Борисова будет не только настоящим спортивным праздником, но и памятью о тех славных игроках, которые выходили на поле ради нас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter