Сирия: трудный выбор будущего

Надежда на здравый смысл

В Сирии 13 апреля состоялись парламентские выборы, которые прошли в условиях продолжающегося гражданского противостояния. Выборы состоялись на территориях, подконтрольных официальному Дамаску (в 13 из 15 сирийских провинций), но в них также смогли принять участие беженцы из оккупированных исламистскими группировками районов. На 250 мест в однопалатном Народном совете было выставлено 3500 кандидатур. Парламентские выборы проводятся в рамках действующего законодательства и не увязываются с межсирийскими переговорами в Женеве. По действующей Конституции, у предыдущего состава парламента, избранного в 2012 году, истекают полномочия. Избранный парламент, по всей видимости, будет действовать до выработки в Женеве мирного соглашения и формирования на его основе новой системы власти. Первые результаты мирных переговоров ожидаются в августе, однако, учитывая крайне непростой характер переговорного процесса, он может затянуться на неопределенно долгий срок.


Выборы проходили на альтернативной основе. Помимо правящей Партии арабского социалистического возрождения (Баас), в них принимали участие представители оппозиционных движений, однако победа партии власти особых сомнений не вызывала.

Отношение к прошедшим выборам как внутри Сирии, так и на международной арене сложилось неоднозначное. Многие представители оппозиции назвали их нечестными и непрозрачными и призвали к их бойкоту. США и ЕС также настроены весьма критично к избирательному процессу. Россия, со своей стороны, выборы поддержала.

Основные аргументы критиков сводятся к тому, что выборы нецелесообразны в условиях неурегулированного гражданского противостояния, когда официальным Дамаском не контролируется значительная часть территории, а около 6 миллионов сирийских беженцев покинули страну и, таким образом, не смогли принять участие в голосовании.

Кроме того, Запад и поддерживаемая им сирийская оппозиция видят в прошедших выборах попытку Б. Асада укрепить свои позиции на женевских переговорах. Высокая поддержка правящей партии демонстрирует прочность позиций правительства Асада и его незаменимость на данном этапе политического процесса. К этой позиции склоняется и Москва, где считают, что отстранение Б. Асада от власти не может сейчас являться первостепенным вопросом и что такое устранение может привести к окончательному обрушению всей и без того хрупкой системы власти. Однако США, ЕС и поддерживаемые ими оппозиционные группы по-прежнему склонны видеть в скорейшем устранении Асада одну из основных задач, поэтому их негативная реакция на прошедшие парламентские выборы вполне предсказуема.

Консолидированное неприятие Б. Асада странами Запада было подтверждено и на состоявшейся 11 апреля в Хиросиме встрече глав внешнеполитических ведомств «Большой семерки», которые призвали к скорейшему уходу сирийского президента и формированию правительства национального согласия.

На фоне неоднозначных парламентских выборов и буксующих переговоров в Женеве в СМИ распространяется информация о некоем «плане Б», разработанном американскими спецслужбами против правительства Асада. Суть этого «плана» сводится к поставкам отрядам оппозиции более мощных систем вооружений, которые могут применяться против правительственных войск и, таким образом, существенно изменить всю расстановку сил в сирийском конфликте. Если эта информация получит подтверждение, то весь мирный процесс может быть поставлен под угрозу. Впрочем, нельзя забывать, что война в Сирии идет не только на полях сражений, но и в информационном пространстве, и подобного рода вбросы появляются регулярно.

Между тем на фоне хрупкого перемирия между правительственными силами и формированиями так называемой «умеренной» оппозиции продолжается силовая операция против радикальных исламистских группировок, не включенных в женевский переговорный процесс. Основной горячей точкой здесь остается Алеппо, по-прежнему частично контролируемый формированиями ИГ. После освобождения Пальмиры с ее всемирно известными античными руинами зачистка от ИГ Алеппо может стать еще одной громкой победой правительственных сил.

Успехи сирийских войск, поддерживаемых российской авиацией, склоняют некоторых экспертов к мысли о том, что в ближайшее время ИГ может свернуть свое присутствие в Сирии. Однако для Европы это может стать плохой новостью, поскольку в качестве альтернативного плацдарма исламисты могут избрать Ливию, где также продолжается гражданское противостояние, а поддержанное ООН правительство национального единства по-прежнему не может взять ситуацию под контроль. Для ЕС реализация такого сценария будет означать резкое возрастание террористической угрозы, а значит, и рост внутренней напряженности.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter