На Земле прожили мы не зря

Далекий 1948 год. Выпускной бал в Кричевском   педагогическом училище...

Далекий 1948 год. Выпускной бал в Кричевском   педагогическом училище. Неяркий свет керосиновых ламп, старенький патефон, чудом уцелевший в годы войны, и несколько пластинок, танцы и песни до рассвета. А через несколько дней мы, выпускники педучилища, разъехались по распределению по всей огромной стране.

Десять человек — девять девушек и один парень — были направлены в Бегомльский район (ныне Докшицкий), полностью разрушенный войной. Добирались от Минска до Бегомля, а это около ста километров, больше суток: грузовик сломался, поэтому пришлось провести ночь возле костра в лесу.

В Бегомле — ни одной уцелевшей школы в округе, поэтому занятия проводились в старых тесных домах. Бывало и так, что в одной комнате проходили уроки, во второй — хлопотала хозяйка: порой доносился запах свежеиспеченного хлеба. И сейчас, спустя полвека, я отчетливо помню этот сводящий с ума запах, хотя хлеб был только наполовину из муки, остальное — лебеда. Жили после войны очень бедно. А мы, молодые учителя, и вовсе плохо: помощи от родителей не было, своего хозяйства тоже. Покупали у местных жителей зерно, мололи его в жерновах и учились выпекать хлеб.

Ученики были практически одного возраста с нами: из-за войны в первый класс приходили учиться 11—13-летние ребята, а в четвертом можно было встретить и 16-летнего парня. А нам было тогда по 18—19 лет. На педагогические конференции в Бегомль мы добирались пешком, преодолевая по 30—35 километров. Было тяжело, холодно, голодно. Наверное, эти трудности нас закалили, помогли выстоять и тогда, и в последующем. Проработав два года, пошли учиться на заочное отделение в Минский педагогический институт.

Сегодня нам уже по 79—80 лет. Я работала в Бересневской начальной школе. Вскоре вышла замуж за учителя той же школы, а в 1954 году, когда его назначили директором Иканской школы, переехали в Борисовский район. Здесь мы отстроили школу (деревню Иканы в 1943 году постигла участь Хатыни), свой дом на берегу речки Смолянки, посадили яблоневый сад и вырастили троих детей.

Моего мужа нет рядом уже четверть века, но память о нем живет не только в моем сердце и сердцах наших детей. Василий Васильевич Игнатович увековечивал память погибших в годы войны земляков, вместе с учениками и учителями создал музей народной славы, высадил в парке Героев именные деревца, а на территории местного колхоза благодаря его энтузиазму и стараниям появилось несколько памятников-обелисков. Вместе с ним мы прожили свыше тридцати лет счастливо и дружно.

Я давно на пенсии, но стараюсь не унывать. Сегодня, оглядываясь на пройденный жизненный путь, я повторяю вслед за подругами молодости: жизнь каждой из нас была непростой, с потерями и победами, но прожили мы ее честно и достойно, прожили не зря. И она продолжается в моих детях, внуках, правнучке…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter