На взлет?..

Возрождается крупнейший в бывшем СССР Оршанский авиаремонтный завод.
Возрождается крупнейший в бывшем СССР Оршанский авиаремонтный завод.

В советский период процветания завода никому бы и в голову не пришло открыто назвать его "Оршанский авиаремонтный". Это значило рассекретить и указать адрес воинской части номер такой-то, где капитально (с полной разборкой и снятием двигателей) ремонтировались стратегические бомбардировщики. За 28 лет здесь вернули в строй более 1.200 одних только Ту-16! А были еще и более современные Ту-22, Ту-23... Для обслуживания завода был построен гарнизонный поселок Болбасово с населением до 5 тысяч жителей...

Был рабочий день, четверг, но завод (он не окружен забором, поэтому весь на виду) встретил удручающим безлюдьем и тишиной. Контраст с громадами объектов был поразительным. Попробуйте представить 26 гектаров под крышей! Недалеко от проходной виден крупнейший в стране ангар, способный поглотить Ил-76. Когда-то, рассказали мне, здесь стояли бомбардировщики Ту-4 с подвешенными атомными бомбами. Позже корпус был перестроен для ремонта: сам цех и площадь перед ним всегда были заставлены самолетами. Сегодня пусто.

Первые впечатления как будто подтверждали мрачную правоту Леонида Доронина, категорично сказавшего мне: "Ничего на заводе не изменилось!" Напомню, что Л.Доронин - автор письма на имя Президента, о котором газета рассказала 21 мая в публикации "Люди и письма". "А.Г.Лукашенко поручил Совету Министров без промедления вникнуть в заводские дела, предложить программу стабилизации... В результате многогранной и серьезной работы на заводе произошли серьезные изменения, и сегодня можно говорить о стабилизации производства..." - говорилось в статье. Выходит, мы дезинформировали читателя?

По словам Леонида Михайловича выходило, что так. Рассказывая и как бы предъявляя новые претензии администрации, он сыплет цифрами, называет факты бесхозяйственности и чуть ли не коррупции. Как кое-кто наживается на продаже квартир, как растаскивается добро... "Здесь работают военные, а форму им пошили за наш счет. Почему, спрашивается, если завод гражданский?.. Всего ущерб государству оценен в 145 миллионов рублей, об этом даже местные газеты писали!"

Как не верить ему, члену профкома и бессменному председателю ревизионной комиссии? Наверное, за чрезмерную информированность и пострадал. Да, получается так, что после обращения к Президенту Л.Доронина... уволили с грозной формулировкой "по несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации".

Ясное дело: заткнули рот, убрали за критику!..

"Я вообще не понимаю, откуда берутся деньги на зарплату семи сотням работающих, если авиационных заказов нет и завод лишь собирает стиральные машины из чужих комплектующих", - горячился хозяин, явно намекая на какие-то темные дела. Мы говорили в доме Леонида, хотя был, повторю, рабочий день. Такой график здесь называется "две трети": в четверг и пятницу работает лишь администрация.

Долго жду у проходной. "Доложу, к вам выйдут", - сказал вахтер. Я же думал: не хотят пускать. По территории ходит вооруженный человек, значит, и повод найдут: режимный объект. Когда же за ворота вышел сам директор завода Александр Сницаренко, я решил: точно, не пустят.

Но Александр Михайлович вышел лично, чтобы показать завод, ответить на вопросы, а заодно и воздуха глотнуть - устал на совещании. Пригласил в кабинет причастных к конфликту.

С административной точки зрения он выглядит так.

Еще в прошлом году Л.Доронин не прошел аттестацию. "Имея среднее образование, не "тянул" работу с электроникой", - пояснили мне. У Леонида был год на подготовку, но... опять не прошел, с характеристикой не согласился. Собрали трудовой коллектив, который признал, что характеристика в целом точная.

Слушаю и вспоминаю слова Леонида: "Они мне свои вопросы, а я им - свои, встречные. Они этого очень не любят!" Он как бы бравировал своей лихостью и принципиальностью. Может, и впрямь его решили сломать?

"Мы его жалели, у него же четверо детей! - в один голос уверяли меня и директор, и помощник директора по социальным вопросам Владимир Канашевич. - Никто не собирался его увольнять. Просили: Леонид, не закусывай удила, переходи на другой участок, в зарплате не потеряешь".

Но Леонид написал хитрое такое заявление: прошу, мол, уволить меня по собственному желанию, с чем я категорически не согласен. С этим заявлением администрация допустила явную промашку: суд восстановил Леонида на работе. Что касается обращения к Президенту, то он написал его аккурат за три дня до аттестации. Страховался?.. И вышло, что письмо (о котором в тот момент никто на заводе не знал!) как бы стало поводом для расправы. Вышло, что он, Леонид, кругом прав: после письма на заводе поменяли директора, разработали программу выхода из кризиса...

"Не нужно думать, что мы сами не видели проблем завода, - сказал В.Канашевич. - Но спасибо и Доронину, он искренне переживает за предприятие. Я сам пожал ему руку и поздравил с победой в суде". Конфликт, будем надеяться, исчерпан. А проблемы завода? Здесь не так просто.

После распада СССР он стал абсолютно не нужен Беларуси. Гражданские самолеты у нас ремонтируют в Минске, военные - в Барановичах. Кое-как освоили ремонт вертолетов - и машин целиком, и отдельных агрегатов: двигателей, гидравлики и механики. Конкуренция жестокая. Все вертолетные заводы и производство комплектующих - в России: в Казани, Энгельсе, Калининграде, Комсомольске-на-Амуре... Зачастую агрегат для обкатки приходится везти туда же. Расходы огромные, работать приходится на грани рентабельности, едва ли не в убыток.

Здесь, кстати, одна из причин финансовых нарушений. Заплатили, скажем, российскому партнеру за комплектующие, а тот задержал отгрузку. Можно, конечно, "стукнуть кулаком", обратиться в арбитраж: счет партнера арестуют, деньги вернут. Такие примеры уже есть. Но жесткость имеет пределы. Потом ведь к тому партнеру уже не сунешься. Со своих же, с подчиненных, А.Сницаренко за возврат денег спрашивает жестко. Сам же, рассказывали, просчитывает сделку на лету, как компьютер: "Стоп, это нам невыгодно!" Кстати, по форме А.Сницаренко еще не директор, а исполняющий обязанности. Ему дан как бы испытательный срок.

Что касается 145 "разворованных" миллионов, то директор сказал следующее: "В госконтроле выслушали наши аргументы, проверили документы и расчеты, со многим согласились. Сегодня предъявленные заводу санкции не превышают 7 миллионов". Полунищий завод и без того несет непосильное бремя. Налоги на сотни гектаров территории, налоги на колоссальные основные средства... Около 10 млн. рублей завод должен бюджету каждый месяц. Работает или нет - неважно. Обидно, говорят мне, когда в прессе, местной и столичной, о заводе пишут без понимания ситуации, представляют его чуть ли не гнездом коррупции.

Можно посмеяться над тем, например, что "элитный" завод обзавелся пошивочным и деревообрабатывающим цехами, что оказывает мелкие услуги населению... А можно и низко поклониться работникам за все, что они сумели сохранить (сколько военных баз и городков Советской Армии было разграблено и бездарно потеряно!). Соотношение такое: 600 человек здесь работают, более сотни - только охраняют. Законсервированные цехи и тысячекубовые емкости для авиационного топлива, инфраструктуру аэродрома и ненужный пока КДП (контрольно-диспетчерский пункт).

Средняя зарплата на заводе - 80 тысяч, это полный размер. Сколько составляют "две трети", нетрудно подсчитать. Не могут найти человека даже на должность главного бухгалтера. В коммунхозе того же Болбасово люди зарабатывают 120 тысяч...

Если все это учесть, то и пошив формы для военных уже не выглядит "коррупционным скандалом". Их всего-то четверо осталось, бывших главных специалистов бывшего военного завода. Сказать бы им спасибо, что до лучших времен помогают заводу своими знаниями и опытом. Право, Леонид, не стоит этот факт преувеличивать!

Квартирные махинации? Да, многие военные, уехав в Россию и прописавшись там, оставили за собой квартиры в Болбасово и пытались их продавать. Немало таких квартир завод отсудил. Эти факты тоже по-разному можно трактовать...

Конечно, завод не то чтобы деградировал, но, без сомнения, постарел: средний возраст работников 47 лет. Осенью придут 11 молодых специалистов со средним образованием и столько же - с высшим. Пока это "зеленые" теоретики. Администрация озабочена даже не обучением: как удержать их - вот вопрос. Просчитывают, потянет ли завод оплВ ату за жилье, какие сможет выплатить подъемные? Рубли подсчитывают! При всех своих проблемах на зарплату завод зарабатывает сам, дотаций не берет. Смешно сказать: телефон остался только в приемной, остальные отключены за неуплату. С марта работали без отопления: не по карману.

Что поселок деградирует - это факт. Судимости - немыслимое прежде дело! - имеет более 30 жителей. Многие пьянствуют и хулиганят, воруют из машин и сами машины, вскрывают гаражи и дачи... Благо есть где "оттянуться": на поселок 4 бара. А работать негде! Завод был и остается градообразующим для Болбасово. Сегодня сотни его жителей ездят работать в Оршу. А когда-то на заводе трудились семьями, династиями.

"Вернутся завтра же!" - уверен Владимир Канашевич. Есть ли надежда? Есть! В поселке до сих пор вспоминают приезд Президента. Это было 4 года назад. После той поездки в Болбасово появились прекрасная больница, два 85-квартирных дома, стадион... На фоне заколоченных и разрушающихся зданий бывших военных казарм это большое дело - люди подняли головы. Обрадовало и принятое решение обслуживать и ремонтировать здесь самолеты Ил-76. В том самом гигантском ангаре! Словом, скоро пригодится все, что сумели сохранить. Да, пока два дня в неделю люди простаивают: из кризиса не выходят так же быстро, как в него падают. Но нижняя точка пройдена.

Конечно, одна только помощь "сверху" дела не решит, есть и собственные проекты. Их мне назвали, но просили пока не разглашать: конкуренция.

Недавно на заводе отпраздновали очередную годовщину. Именно в июле 1941 года приказом наркома на базе "летучки" техпомощи был создан авиаремонтный поезд. В годы войны часть ремонтировала 37 типов самолетов! Более тысячи человек награждены орденами и медалями, 175 - уже в мирное время. Боевой путь был необычайно извилист: Архангельск, Калининград, Дальний Восток, Дон... После Украины завод был переведен в Оршу, где остался уже навсегда. Будем верить, что не в виде ветшающего памятника.

...Во время моего приезда российский экипаж ожидал вылета на отремонтированном для "Красаэро" Ту-134. К этому моменту команда "На взлет!" - впервые за долгое время - наверное, уже прозвучала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter