На войне дорог не выбирали

Калинковичско–Мозырская наступательная операция проложила победную дорогу к Минску

Конец 1943 года. Кажется, возвращение мирной жизни уже на расстоянии вытянутой руки. Но каждая новая пядь белорусской земли нашим войскам дается беспредельно тяжело и кроваво. Калинковичско–Мозырская наступательная операция, развернувшаяся 8 января и выбившая фашистов из Калинковичей и Мозыря 14 января, проложила победную дорогу к Минску и стала еще одной героической страницей в истории освобождения Беларуси.


Зима тогда выдалась снежной. Но пути местами пролегали по болотистым топям. Очень сложный плацдарм для успешных операций. Вот как о том вспоминал командующий Белорусским фронтом Константин Рокоссовский: «Нелегкое дело предстояло нашим солдатам и офицерам — пройти эти гиблые места, пройти с боями, пройти стремительно... Пехотинцы невдалеке от переднего края учились плавать, преодолевать болота и речки на подручных средствах, ориентироваться в лесу. Было изготовлено множество мокроступов — болотных лыж, волокуш для пулеметов, минометов и легкой артиллерии, сделаны лодки и плоты...»


8 января 1944 года начинается Калинковичско–Мозырская наступательная операция, в которой задействованы 61–я, 65–я армии и значительная часть сил 16–й воздушной армии, Гомельское, Полесское и Минское партизанские соединения. Задача одна на всех: разбить группировку противника, создать плацдарм для продвижения на Бобруйск и Минск, а частью сил — вдоль реки Припять на Лунинец. Спустя неделю кровопролитных боев Калинковичи и Мозырь — наши! В одном из свидетельств нахожу, что именно 14 января гитлеровцы планировали массово вывезти жителей Калинковичей в Германию... В этой операции, завершившейся 30 января, погибли более 12,3 тысячи советских воинов...


Исследователь–краевед Владимир Лякин, в недавнем прошлом работник Калинковичского государственного краеведческого музея, а ныне пенсионер, накануне 70–летия освобождения закончил работу над сборником «Калинковичская летопись». Его презентация в праздничные дни пройдет в районном центре. Владимир Александрович родом из этих мест. Его отец прошел Великую Отечественную. Он и сам большую часть своей биографии посвятил военной карьере. Признается, что «Калинковичская летопись» давалась непросто:


— На самом деле интересных документов, раскрывающих в подробностях ход операции, оказалось не так много. Длительная переписка с архивами, к сожалению, не дала больших результатов. Трудно сказать почему. Малые города и одновременно огромные потери... Зато неоценимыми оказались встречи с ветеранами, старожилами и материалы, которые собирались больше 20 лет калинковичскими краеведами, историографами средней школы № 6 райцентра. Богатейшая переписка с непосредственными участниками тех событий, поисковая работа помогли открыть новые обстоятельства.


Историк рассказывает, почему, например, так трудно давалось взятие Калинковичей и Мозыря. Гитлеровцы основательно готовились. Не только подступы, но и деревни с окраинами городов превратились в неприступные крепости. К началу 1944–го главная полоса их обороны состояла из двух, а местами из трех и более траншей. Вдоль первой неизменно были протянуты проволочные заграждения, установлены противотанковые и противопехотные мины. Огневые точки гитлеровцев размещались в приспособленных для этого каменных и кирпичных зданиях, деревянно–земляных дотах, а личный состав — в заглубленных блиндажах с бревенчатым перекрытием. Настоящими узлами обороны немцы сделали деревни Александровка и Малые Автюки, стоящие на дороге к Калинковичам. Расположение поселений на возвышенности делало их практически неуязвимыми.


Пять дней длились бои за деревушку Буда, ставшую фашистским опорным пунктом. Подступиться к ней было невозможно. Из Буды окрестности просматривались как на ладони. Наши солдаты, работая ночами, сооружали укрытия в виде метровой стены из нарубленного саперными лопатками мерзлого дерна. Маскировались сосновыми ветками и насыпанным сверху снегом. Такая импровизация спасла немало жизней. Тогда, по воспоминаниям участников тех боев, в которых полегло больше 800 воинов, и появилась поговорка: «Жив буду — не забуду, как дрались за Буду!»


А эта страница освобождения, поднятая Лякиным, — из биографии неизвестных героев. 12 января на глазах у калинковичан советский штурмовик (или истребитель), подбитый немецкой зениткой, в крутом пике врезался в кирпичное здание. Ныне это городская баня, а тогда немцы использовали его как цех мясопродуктов. Летчик предпочел смерть плену и направил свою машину на это единственное в округе каменное здание, которое могло быть использовано врагом как укрепленная огневая точка. Владимир Александрович с сожалением добавляет:


— Уже после освобождения города калинковичские мальчишки, копаясь в развалинах здания, нашли военный билет этого офицера, как они рассказывали, старшего лейтенанта, и отдали директору школы. К сожалению, документ затерялся. Все попытки узнать имя героя в архиве Министерства обороны России были безрезультатными.


Впрочем, краевед верит: все это вопрос времени. По мере удаления от событий история имеет свойство восстанавливаться из пепла и возвращать современникам имена героев. Именно это сейчас и происходит. Добровольцы районного военно–исторического клуба «Поиск» своими силами оборудовали партизанскую стоянку, где проводят военные реконструкции. Завязали переписку по восстановлению памяти с такими же энтузиастами в России и Украине... Только за прошлый год в Калинковичском районе вернули из небытия имена более тысячи солдат, погибших на здешней земле и считавшихся безвестными.


Кстати


В эти дни проходят торжества, посвященные 70–летию освобождения Калинковичей и Мозыря. В центре республиканской акции «Парад Победителей» — ветераны Великой Отечественной войны и свидетели тех событий.


Из «Калинковичской летописи»:


«Во второй половине дня советские танки и самоходки с десантом достигли нового немецкого укрепленного рубежа примерно в 4 — 5 километрах северо–западнее Калинковичей. Где–то здесь, на проселочной дороге у д. Антоновка, произошел бой, ставший впоследствии известным всей стране из романа «Версты любви» писателя А.А.Ананьева (тогда младшего лейтенанта, командира огневого взвода 3–й батареи 1184–го полка 20–й истребительно–противотанковой бригады)».


Фото из личного архива Владимира ЛЯКИНА и Евгения СЕРГИЕНКО.


Советская Белоруссия №6 (24389). Вторник, 14 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter