В Германии обостряется проблема мигрантов

На Унтер-ден-Линден кебаб теснит сосиску

...Из берлинского аэропорта «Шенефельд» в отель нас везет таксист–турок. На стойке ресепшена в гостинице в Шарлотенбурге приветствует девушка из Башкортостана. Булочку с традиционной немецкой сосиской возле одного из популярных торговых центров на Александерплатц продает выходец с Алтая... Европа стирает границы и превращается в затягивающий в себя всех и вся громадный котел. Все больше пестреет, обжигается и пожинает плоды миграционной политики. 

Пока канцлер Германии Ангела Меркель публично осуждает планы британского правительства урезать в Соединенном Королевстве права мигрантов из Евросоюза, заявляет о том, что иммиграция — это явление, обогащающее жизнь в стране, и считает, что мечети будут сильнее, чем раньше, влиять на облик немецких городов, определенная часть среднестатистических немцев свое отношение к мигрантам все еще формулирует двумя словами «понаехали тут...».



Мои немецкие собеседники приводят цифры: в Берлине каждый пятый житель города — чужеземец, а в некоторых районах их число и вовсе зашкаливает за немыслимую планку в 60 — 70 процентов. Только в 2013 году в страну приехало около 1,2 миллиона человек. И шутят: если хотите попробовать настоящее национальное немецкое блюдо, купите кебаб... Впрочем, о мигрантах в политкорректной Европе все же принято говорить либо хорошо, либо ничего. Держать язык и собственное мнение за зубами. Помалкивать о количестве переехавших в гостеприимную Германию, которые и думать не думают учить язык, посещать интеграционные курсы (при этом со свойственным немцам тактом замечать: таких немало). О проценте совершенных приезжими преступлений. О значительных расходах страны на их социальную защиту и содержание. Просматриваю утреннюю немецкую русскоязычную прессу — социологи со страниц пытаются доказать: с каждым годом коренные немцы становятся к гостям все дружелюбнее и лояльнее. В ответ получают лишь реплику из знаменитого анекдота: «Не надо путать туризм с иммиграцией...»

Мигранты в общении с нами и сами признают: тяжело. Берлинский район Марцан сплошь и рядом заселен поволжскими немцами. Людьми, предки которых приехали в Россию еще при Екатерине II и которые массово начали возвращаться в Германию в 1990–х. Удивительный факт: обладая немецкими фамилиями и именами, молодежь фактически не знает языка. «С получением гражданства проблем не возникло. Только мнением о том, хотим ли мы переселяться в Германию, родители не интересовались. Чувств ни к немецкому государству, ни к здешней культуре, как у старшего поколения, у нас нет никаких. Здесь нам неуютно», — рассуждает молодой человек по имени Якоб.



Вообще–то в Берлин журналистов из Минска пригласили обсуждать проблемы молодежи. При этом едва ли не каждый из десяти наших собеседников заметил: вопрос межкультурной интеграции — наиболее острый. С Даниэлем Бэксом, внутренним редактором ежедневной немецкой газеты Taz — общенационального издания левых взглядов, борющегося на своих страницах за равноправие, в том числе в отношении мигрантов, мы долго говорим о том, стоит ли считать подобное отношение предрассудками. Вспоминали при этом теракт в редакции парижского журнала «Шарли Эбдо» и периодически устраиваемые погромы во французских городах. Интересуюсь: неужели, глядя на пролитую кровь, можно оставаться дружелюбным и политкорректным? Получаю ответ: не надо грести всех мигрантов — потомков гастарбайтеров, жителей Евросоюза, мусульман и, скажем, квалифицированную рабочую силу из Индии — под одну гребенку. Как, впрочем, это частенько делают и в самой Германии.

— Поймите, проблемы преступности, терроризма, ислама и организации процесса миграции — абсолютно разные. Хотя соглашусь: подобные теракты и погромы, особенно для тех, кто не знаком с мусульманами лично, — худшая антиреклама вере. Приверженцев ислама попросту начинают бояться. Мы же уверены в том, что большинство из них хотят жить мирно. И поэтому в противовес радикалам считаем: поскольку они уже и так являются частью нашей жизни, их нужно поддерживать. Обратите внимание, достаточно большое количество мигрантов, живущих в Берлине, — из Турции. Это мусульмане. Но если мы говорим о равноправии, почему должны нарушать их свободу религии, свободу веры? Почему должны запрещать им строить мечети? Но не было бы поддержки, в том числе социальной, — в ответ получили бы радикализацию. И лучший вариант борьбы с ней — как раз таки интеграция. Германия — небедная страна, поэтому проблем с этим здесь меньше.


Даниэль Бэкс

— Помогает?

— Несомненно, среди мигрантов есть и люди, которые к нашему подобному толерантному отношению, нашей поддержке абсолютно равнодушны. Но успехом нашего общества и наших спецслужб считаю, что возможности радикалов в Германии сегодня не такие, как в других странах, например, во Франции. Таких серьезных столкновений, как там, у нас не было.

— Вы не боитесь повторения ситуации, произошедшей в редакции «Шарли Эбдо»? Может быть, после этого парижского теракта вы изменили свою редакционную политику? Стали более сдержанными в определенных высказываниях?

— Повторение подобной ситуации, конечно же, не исключено. Да, три недели у нас у дверей редакции стояла полиция, что многих сотрудников выводило из себя. Но чтобы стать более сдержанными... Мы, наоборот, перепечатали на обложки карикатуру в поддержку коллег–журналистов. Тем более я не считаю, что мы на грани опасности. Терроризм есть везде, и причины его разные. Мы все же надеемся на диалог.

Мнение

Бернд Габлер, координатор фонда Jugendnetz Berlin (Берлинская молодежная сеть):



— Интеграция в Германии — не только поддержка, но и возможность сделать что–то самим. Чтобы люди, которые чувствуют себя дискриминированными, сами могли что–то изменить. Что касается конкретных проектов, приведу лишь парочку из них, которые относятся к молодежи. Устраиваем футбольные соревнования. Команды — интернациональные. Представители «волга–дойч», выходцы Хорватии, мусульманских стран. Тем самым молодежь из разных стран учится общаться друг с другом, понимать и уважать один одного. Еще один проект — дети–мусульмане приглашают к себе представителей других религиозных конфессий и показывают им мечети, культурные центры, чтобы убрать у них страхи и предрассудки, чтобы дать понять: их культура тоже открыта для всех.

deu@sb.by

Минск — Берлин — Минск.

Советская Белоруссия № 49 (24679). Суббота, 14 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter