Календарь и традиции

«На святога Тадора — поўна камора»

Будущая неделя (9 — 15 ноября) в церковном календаре открывается днем почитания сразу нескольких святых Несторов — мученика Нестора Солунского, преподобного Нестора, некнижного, Печерского и преподобного Нестора Летописца, Печерского — одного из первых историков Древней Руси. Летописи составлялись как духовными, так и светскими лицами и подразделялись на королевские (великокняжеские), епархиальные (митрополитовы), городские, монастырские, общегосударственные и местные, официальные и частные, семейные и т.д. Наши летописи писались в основном в Средневековье на старобелорусском, древнерусском и польском языках. Первой составленной на белорусских землях была Полоцкая летопись. Широко известны «Баркалабаўскi летапiс», «Вiцебскi летапiс» и «Магiлёўская хронiка».


9 ноября в народном календаре белорусов–католиков — день Тодара (Тадора).

К этому времени уже не только урожай полей и огородов собран, но сделаны запасы и самых поздних даров леса — клюквы и осенних грибов: черных и белых груздей, зеленок, подзеленок... Грузди, прежде чем засолить, хорошенько вымачивали, причем в несколько заходов, тщательно меняя воду. Процесс довольно длительный, но зато каков результат! Пахнущие лесом, хрустящие, соленые грузди на столе — просто необыкновенны! Зеленки и подзеленки, которым не страшны даже небольшие заморозки, грибы очень хитрые: они буквально «с головой» прячутся в землю, и их приходится чуть ли не откапывать или вырезать из уже слегка подмерзшей почвы.

В день Тодара (Тадора) было принято обходить, причем с нескрываемым удовольствием, все свои хозяйственные постройки, подсчитывать запасы, фиксировать их наличие (так что бухгалтерский учет берет свои истоки издавна) и радоваться количеству: «На святога Тадора — поўна камора».

10 ноября — день великомученицы Параскевы–Пятницы и мученицы Неониллы (в народном календаре — Неониллы–льняницы). Параскева, в свою очередь, в народной традиции почиталась опекуншей прядения — самого женского из занятий и очень важной работы. Но именно в день Параскевы женщины отставляли в сторону свои прялки и вообще все, что связано с пряжей. Более того, они практически отдыхали, потому что нельзя было также стирать и убирать в доме! Еще старались не выносить за порог пепел. И такие запреты в некоторых регионах соблюдались не только в пятницу накануне больших церковных праздников, но и просто каждую пятницу на протяжении всего года. Иконы с изображением Параскевы–Пятницы украшали рушниками: считалось, от того они получают особую силу — «гаючасць» и потом будут способствовать заживлению ран, устранять заболевания глаз.

Имя Неониллы–льняницы говорит само за себя.

Поскольку в это время повсюду шумели богатые осенние свадьбы, девушки обращались к святым заступницам Параскеве и Неонилле с просьбами послать хороших женихов.

11 ноября — день преподобномученицы Анастасии (Настасьи). Именно с него начиналась стрижка овец, и работы женщинам прибавлялось: состриженную шерсть они потом будут прясть долгими зимними вечерами. А еще это был праздник мельников. Мельник — фигура на селе особая, к нему относились не только с подчеркнутым уважением, но даже и некоторой опаской. Мельник умеет управляться с механизмами, которые «питаются» ветром и водой, а значит, умеет общаться с силами самой королевы–природы. По наблюдениям, погода этого дня может дать прогноз на целый сезон. Так, если идет дождь, к Колядам все будет сковано льдом, а лето нового года ожидается дождливым. Говорили, в эти дни медведь ложится в берлогу на зиму и начинает сосать лапу. На Сретение (Грамнiцы) зверь повернется на другой бок, а к Благовещению — станет уже просыпаться.

Советская Белоруссия № 215 (24845). Пятница, 6 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter